Должностных лиц юридическая ответственность

Содержание

Корпоративная ответственность

Ответственность корпораций по делам, вытекающим из гражданско-правовых и иных отношений, может быть материальной в случае, если действиями корпорации, нарушающими нормы права, был причинен ущерб или убытки другой стороне или если обязательство корпорации по отношению к третьему лицу не исполнено в иной форме. В соответствии со ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Российское законодательство допускает создание корпораций как в форме юридического лица, так и в иных формах. При этом форма организации не влияет на возможность привлечения виновного лица к ответственности, но в ряде случаев влечет изменение порядка привлечения к ответственности.

Юридическая ответственность

Финансовая ответственность наступает за совершение деяний, нарушающих правила обращения с денежными ресурсами. Такие правила устанавливает государство, с тем чтобы иметь возможность решать общие дела, которые требуют материальных затрат и финансовых средств. Финансовые санкции довольно ощутимы. Это и взыскание неуплаченных или сокрытых налогов, и штрафы, и арест банковского счета, и др.

Проблемы юридической ответственности должностных лиц

Отдельные категории госслужащих, виновные в причинении имущественного вреда государству при исполнении ими должностных обязанностей, несут материальную ответственность на основе специальных нормативных актов. Госслужащие, виновные в причинении материального ущерба не при исполнении должностных обязанностей, несут материальную ответственность в общегражданском порядке. Ст. 59 ГК РФ Причинение государственному органу вреда при исполнении должностных обязанностей не должно ставить госслужащего в затруднительное материальное положение, лишать его самого и его семью необходимых средств к существованию. Поэтому госслужащие в большинстве случаев несут ограниченную материальную ответственность, т.е. возмещение материального ущерба в заранее установленных пределах. Таким пределом следует считать определенную часть месячного содержания госслужащего. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких госслужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины, вида и предела материальной ответственности. Руководитель государственного органа при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование может, не проводится, если причина ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия. Госслужащий вправе обжаловать применение к нему мер материальной ответственности в соответствующий орган или в суд в течение двух недель со дня объявления взыскания.

Рекомендуем прочесть:  Дистанционная торговля возврат товара

Должностных лиц юридическая ответственность

Из 442 статей КоАП РФ, составляющих его Особенную часть, административная ответственность должностных лиц установлена в 330 статьях (75% статей Особенной части). Законами субъектов РФ в дополнение к КоАП РФ также установлено значительное число административных правонарушений должностных лиц, связанных с несоблюдением ими правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами этих субъектов.

Административная ответственность должностных лиц: виды и основания

Сегодня привлечение к административной ответственности должностных лиц предусматривается при совершении ими правонарушения административной природы, связанного с ненадлежащим исполнением или неисполнением вовсе собственных обязанностей, относящихся к службе. В статье подробным образом охарактеризована данная категория, а также в полной мере рассмотрены виды ответственности. Помимо этого, здесь приведены достаточно яркие примеры для полноценного раскрытия материала.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Верховным Судом РФ было установлено, что положение о воз­можности применения к муниципальным служащим дисциплинар­ного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном со­ответствии противоречит п. «к» ст. 72, п. 2 и 5 ст. 72 Конституции РФ, Кодексу законов о труде РФ, федеральным законам «Об осно­вах муниципальной службы в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно указанным актам трудовое законодательство, к прерогативам которого относится установление видов дисципли­нарных взысканий, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а по предметам совместного ведения принимаются федеральные законы, однако указанного вида дисци­плинарного взыскания федеральным законодательством не преду­смотрено (постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 ноября 1998 г.) Подобный вывод Верховного Суда РФ означает, что закрепление в региональных актах такой санкции за дисциплинарный проступок, как строгий выговор, также являет­ся незаконным, поскольку в Трудовом кодексе РФ подобный вид санкции отсутствует.

К вопросу о юридической ответственности должностных лиц

2. Общепринято, что признание деяния на основе закона преступлением исключает возможность одновременного отнесения его к числу дисциплинарных или административных проступков и наоборот; сочетание уголовной ответственности с дисциплинарной или административной ответственностью недопустимо[6].

Должностных лиц юридическая ответственность

В качестве мер дисциплинарной ответственности могут применяться предупреждение, выговор, строгий выговор, увольнение. В случае если признаки правонарушения, совершенного работником корпорации, за которое он понес дисциплинарную ответственность, подпадают под признаки одного или нескольких составов Уголовного кодекса РФ, по ним должны возбуждаться уголовные дела в общем порядке. Это не будет противоречить принципу ответственности за одно деяние только один раз, поскольку правоотношения в области ответственности в данном случае будут совершенно различными. Российское законодательство допускает заявление руководителя организации в качестве одного из оснований возбуждения уголовного дела.

Виды юридической ответственности должностных лиц

Конституционная ответственность является в настоящее время достаточно динамичным, хотя и не признанном всеми институтом. Ей присущи особые черты, нехарактерные для других видов ответственности. Первая, и наиболее важная, это субъект ответственности. В рамках публичной службы конституционной ответственности подлежат лишь те должностные лица, которые занимают свою должность по результатам выборов среди всего населения региона. Вторая особенность конституционной ответственности — субъекты, применяющие санкции. Если в рамках административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в таком качестве выступают государственные органы, то в рамках конституционной ответственности — избиратели. Третья особенность — основания конституционной ответственности. Отличие конституционной ответственности от других видов ответственности заключается в большей размытости фактических оснований ее применения.

Рекомендуем прочесть:  Возврат авто по гарантии

О правовых основах юридической ответственности должностных лиц органов исполнительной власти

С другой стороны, вина органа государственной власти как юридического лица в уголовном праве не устанавливается; субъектом уголовной ответственности может быть только должностное лицо. Органы исполнительной власти как юридические лица являются субъектом административных правоотношений, но к административной ответственности за правонарушения государственные служащие могут быть привлечены по довольно ограниченному числу статей.

Понятие административной ответственности юридических и должностных лиц, согласно КоАП РФ

Этот материал предназначен для того, чтобы каждый желающий смог узнать о своих правах и обязанностях. Более того, вся информация будет изложена «понятным языком», так что ни для кого не станет проблемой разобраться в законодательных аспектах, в отличие от строгих законодательных актах, которые встречаются на каждом шагу, и вникнуть в суть которых бывает порой очень сложно.

Административная ответственность должностных лиц

Еще раз отметим, что к должностным лицам как субъектам административной ответственности КоАП РФ в общем причисляет и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это положение ст. 2.4 Кодекса вызывает немало споров и нареканий. Казалось бы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по своим деликтологическим характеристикам далеки от должностных лиц. Противоправные деяния лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исходя из составов совершаемых правонарушений, мотивов и характера этих деяний, по своей деликтологической природе скорее напоминают деяния юридических лиц.

Виды ответственности должностных лиц за неправомерные действия и решения

Первую группу образуют преступления против государственной власти и интересов государственной службы. Такими деяниями признаются злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, присвоение полномочий должностного лица, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность (ст.ст. 285-293 УК РФ).

Ответственность должностных лиц

Гражданский служащий обязан возместить государственному органу причиненный прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества государственного органа или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного гражданским служащим третьим лицам. Материальная ответственность исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения представителем нанимателя обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного гражданскому служащему.

Юридическая ответственность должностных лиц органов государственной власти

В данном контексте использован межотраслевой подход, который позволит исследовать юридическую ответственность как самостоятельный вид социальной ответственности с общетеоретической точки зрения. Следует отметить, что в отечественной науке комплексно не рассматривались вопросы правового обеспечения публичной власти, в том числе юридической ответственности должностных лиц органов государственной власти.

Ссылка на основную публикацию