Инвентаризация в бюджетной организации 2020 год пошаговая инструкция—

Содержание

Как обычно отвечаю на всеми интересные и волнующие вопросы и сейчас поговорим о Инвентаризация в бюджетной организации 2020 год пошаговая инструкция и методах решения данной ситуации. Почему я могу с уверенность отвечать на самые разные вопросы, потому что имею большой опыт в юридическом поле, более 11 лет. Если потребуется проработать более серьезные вопросы, то могу спросить у своих коллег. Некоторые сферы могут требовать немедленного ответа, по этой причине есть онлайн чат, в котором можно быстро получить нужный ответ. И как всегда лучшим решением будет для Вас узнать в комментариях у постоянных подписчиков, которые, возможно, уже раньше сталкивались и решили данный вопрос и поделятся с Вами его решением.

Предупреждаем, что данные могут быть неактуальными в момент прочтения, потому как все быстро изменяется, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех интересующих вопросов.

Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:

Инвентаризация активов и обязательств перед годовой отчетностью — обязательное мероприятие в организациях бюджетной сферы. Ее проводят в порядке, который установили в рамках формирования учетной политики каждого субъекта. Это может быть как раздел учетной политики, так и отдельный документ, утвержденный руководителем учреждения. Подтверждение — в пп. 79–81 СГС «Концептуальные основы учета», п. 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», п. 7 Инструкции № 191н, п. 9 Инструкции № 33н.

Правило 1. Минимизировать риски и не нарушить правила учета из-за кризиса

  • сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
  • оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.

Любая хозяйственная деятельность на предприятии предполагает присутствие в его владениях конкретных сбережений. Сюда относятся материальные и нематериальные активы, основные средства, готовая продукция или товар на реализацию, денежные активы и прочее имение. Какой бы ни была фирма – крупной или мелких масштабов, производственной или коммерческой направленности, государственной или частной – она должна в обязательном порядке пересчитывать перечень присутствующего на ней имущества посредством проведения инвентаризации. В бюджетных учреждениях данная процедура проводится с особой тщательностью.

Понятие инвентаризации

  • условия передачи имения бюджетного предприятия в аренду;
  • условия реализации или выкупа бюджетного имущества;
  • контроль состояния актива и пассива государственного учреждения;
  • смена материально-ответственного лица и передачи дел;
  • наличие фактов хищения, злоупотребления служебным положением и порчи ценностей;
  • ситуации пожаров, стихийных бедствий и прочих чрезвычайных ситуаций.

Значение для предприятия

Правила проведения инвентаризации в бюджетном учреждении регламентируются действующим законодательством. Одним из основных требований к корректному проведению проверки казенного имущества является обязательное формирование состава комиссии. Приказом на инвентаризацию в бюджетном учреждении устанавливаются конкретные лица, которые будут входить в члены этой комиссии. В круг лиц, представленных к проведению проверки, входят исключительно сотрудники штата данного предприятия, но никак не сторонние лица в виде эксперт-оценщиков, работников государственных инспекций и так далее. Обязательными представителями комиссии являются главный и рядовой бухгалтер, а возглавляют ее руководитель и его заместитель. Важно заметить, что материально-ответственные лица не могут входить в состав проверяющих. Помимо членов проверяющей группы директором учреждения утверждаются в приказе конкретные сроки проведения проверки. По окончании инвентаризации имущества в бюджетном учреждении производится анализ недостач и излишков, выявляются виновные, производится административное взыскание с виновных лиц, если таковые имеются.

Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета).

Подготовка к проверке в бюджетном учреждении

Безусловно, это действие можно совершить. Однако необходимо помнить, что вина ответственного сотрудника должна быть полностью доказана. Кроме того, с него необходимо взять объяснение по поводу того, каким образом могла произойти недостача, и согласен ли он возмещать ущерб. Также руководитель в обязательном порядке должен издать приказ, в котором отражаются результаты инвентаризации и ответственность, которую должен понести виновник недостачи.

4 Этапа проведения инвентаризации

  1. фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;
  2. сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
  3. составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
  4. определение факторов, повлиявших на расхождение информации.
  • издание приказа о проведении инвентаризации с перечислением видов активов и обязательств, установлением определенных сроков проверки и состава инвентаризационной комиссии;
  • получение расписок от МОЛ (материально-ответственных лиц) перед началом проведения проверок; участие МОЛ в инвентаризации обязательно;
  • печать инвентаризационных описей по каждому подразделению и МОЛ с фиксацией в них данных бухучета. Если предприятие применяет типовые формы описей, то распечатывают следующие документы:
    • по ТМЦ – ИНВ-3;
    • по ОС – ИНВ-1;
    • по НМА – ИНВ — 1а;
    • по незавершенным ремонтам ОС – ИНВ — 10;
    • по расходам будущих периодов – ИНВ-11;
    • по денежным средствам в кассе – ИНВ — 15 и т.д.
Рекомендуем прочесть:  Коллекторы что имеют право

Учетные данные корректируют на результаты инвентаризации до формирования годовой отчетности. Порядок проведения инвентаризации в 2020 г. включает и грамотную корректировку учета в соответствии с причинами выявленных расхождений. Обычно излишки ТМЦ или ОС приходуют по рыночной цене без учета НДС и акцизов на момент их обнаружения, относя на прочие доходы. Выявленные недостачи взыскивают с виновных лиц в размере, установленном руководителем в соответствующем приказе. При невозможности установления виновного в недостаче, ее сумму списывают на убытки.

Утверждение порядка проведения инвентаризации в 2020 году

4. Оформление итогов проверки – по результатам инвентаризации составляется итоговая ведомость (ИНВ-26) с зафиксированными в ней фактами излишков и недостач. В ней же указывают и метод их отражения в учете. Причины обнаруженных расхождений указываются в протоколе по результатам инвентаризации, на основании которого руководитель издает распоряжение об утверждении итогов инвентаризации и привлечении виновных лиц к ответственности.

  1. Натуральная инвентаризация – это непосредственное наблюдение объектов инвентаризации, их пересчет, измерение, взвешивание и т. п., а также установление их фактического количества.
  2. Документальная инвентаризация – ревизия документации с целью документального подтверждения наличия/отсутствия объектов инвентаризации.

Разумеется, такая инвентаризация не может быть дистанционной полностью. Кто-то должен находиться, например, на складе или на точке, осуществляя физический пересчет. При этом допустимо, чтобы остальные участники (например, члены инвентаризационной комиссии) наблюдали за процессом удаленно. Тем самым, выполняются ограничения, необходимые для противодействия распространению вируса.

Как приостановить деятельность на время инвентаризации

Выход в таких обстоятельствах только один – привлекать к инвентаризации специалистов со стороны. Например, п. 2.3 Указаний допускает привлечь к инвентаризации работников независимых аудиторских компаний.

К сведению: в Письме Минфина РФ от 24.04.2020 № 02-06-10/33612 сказано, что выявление факта отсутствия первичных учетных документов, обосновывающих расхождение между фактическим наличием активов и обязательств и данными регистров бухгалтерского учета, не является основанием для прекращения признания в учете объектов бухгалтерского учета.

Состав инвентаризационной комиссии учреждение утверждает самостоятельно. В пункте 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств рекомендуется включать в состав такой комиссии представителей администрации организации, работников бухгалтерской службы, других специалистов (например, экономистов).

Инвентаризационная комиссия

К сведению: по мнению Минфина, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, не являются нормативным правовым документом, требования которого обязательны при определении порядка проведения инвентаризации; отдельные положения указанного документа, не противоречащие законодательству РФ, учреждение вправе включить в документы учетной политики (см. письма от 19.05.2020 № 02-07-10/41023, от 10.02.2020 № 02-07-10/8553).

Цель годовой инвентаризации — выявление фактического наличия имущества, сопоставление его с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств, обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 1.4 Методических указании по инвентаризации).

Когда проведение инвентаризации НЕ обязательно

Все организации обязаны провести инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (ч. 1, 2, 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. п. 26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее – Положение N 34н), п. 27 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее – Методические указания по инвентаризации), п. 38 ПБУ 4/99, Приложение к Письму Минфина России от 19.01.2018 N 07-04-09/2694, Приложение к Письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01).

Порядок проведения инвентаризации

Однако перед составление годовой отчетности не обязательно проверять состояние имущества, инвентаризация которого проводилась после 1 октября отчетного года. Таким ообразом, проведение инвентаризации может быть равномерно распределено на весь четвертый квартал. Или внеплановая ревизия по причине смены материально ответственного лица может быть принята для целей подведения итогов года.

Что касается правомерности проведения инвентаризаций в данном формате, то это было подтверждено Минфином в письме от 23.12.2016 № 02-07-10/77499. Из него следует, что инвентаризация в режиме видеофиксации не противоречит Методическим указаниям (утверждено приказом Минфина от
13.06.1995 № 49). Однако при выборе данного способа рекомендуется соблюдать целый ряд условий:

Благодаря этому способу можно заменить члена комиссии, который заболел коронавирусом. Это применимо как для дистанционной, так и обычной инвентаризации. Предварительно следует определить список работников, которые смогут выйти на замену членов комиссии в случае их неожиданной болезни. Список сотрудников нужно внести в текст приказа.

Меры защиты во время пандемии для персонала

  1. Очно по местонахождению имущества должны находиться отдельные члены комиссии.
  2. На инвентаризации обязательно должно присутствовать материально ответственное лицо (об этом говорится в пункте 2.8 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина от 13.06.1995).
  3. Все члены комиссии в полном составе обязательно должны присутствовать по местонахождению имущества с определенной периодичностью.
  4. Данный способ проведения инвентаризации следует отразить в учетной политике. Нужно указать, что работники, которые считаются удаленными членами комиссии, не должны находиться на больничном или в отпуске. Поскольку в этот период такие работники фактически не присутствуют на рабочем месте.

Решение о том, что объекты не соответствуют понятию «Актив», может приниматься инвентаризационной комиссией*(4). Инвентаризационная комиссия при этом составляет Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835), который служит основанием для выбытия основного средства с баланса. На основании принятых комиссией решений бухгалтерией составляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833), в которой отражаются бухгалтерские записи по выбытию основных средств с баланса с одновременным отражением информации об указанных объектах имущества на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Объекты, которые должны быть проинвентаризированы

Анализ наличия признаков обесценения осуществляется инвентаризационной комиссией (комиссией по поступлению и выбытию активов). В случае выявления таких признаков проводится процедура тестирования объектов, по которым выявлены признаки обесценения, в соответствии с положениями Федерального стандарта «Обесценение активов». При этом в случае, если комиссией по инвентаризации не выявлены признаки обесценения нефинансовых активов, в документе по инвентаризации, формируемом согласно положениям учетной политики, производится запись «признаков обесценения объектов нефинансовых активов не выявлено»*(7).

Рекомендуем прочесть:  Образец заполнения заявления о предоставлении земельного участка многодетным семьям 75-оз

Соответствие объекта понятию «Актив»

Итак, мы рассмотрели объекты, подлежащие инвентаризации, и две задачи, которые необходимо решить при ее проведении: выявление соответствия объекта понятию «Актив» и признаков обесценения активов. А также остановились на нюансах, с которыми могут столкнуться должностные лица учреждений при решении этих задач.

В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения! Для проведения инвентаризации в обязательном порядке создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Инвентаризацию нефинансовых активов следует начать с инвентаризации основных средств, которая проводится один раз в три года (п. 1.5. Методических указаний). При этом инвентаризации подлежат все основные средства учреждения здравоохранения, в том числе числящиеся на забалансовых счетах. Распоряжение регистрируется в

Инвентаризация 2021 года в бюджетном учреждении изменения

Опубликовано: Категория: Автор: Отражение выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием единиц основных средств и данными регистра бухгалтерского учета проводится в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. До конца года в учетную политику нужно внести кардинальные изменения. В новой учетке должно быть как минимум восемь разделов.

Еще этому способу стоит отдать предпочтение, когда у организации имеются территориально удаленные обособленные подразделения, а работников, которые в них работают, мало для создания инвентаризационной комиссии. Причем абсолютно невыгодно направлять в это подразделение комиссию из головного офиса в полном составе.

Резервный состав

Этот способ видеофиксации имущества можно задействовать в случае, если внушительная часть членов комиссии не имеет возможности присутствовать во время процедуры по причине перевода на дистанционку. К примеру, когда властями был введен обязательный удаленный режим работы или руководство предприятия внедрило дистанционку по личной инициативе из-за быстрого роста числа заболевших.

Видеофиксация

Отсутствие МОЛ при инвентаризации — нарушение правил. Во всех случаях материально ответственное лицо должно присутствовать на инвентаризации. Если же это требование не будет соблюдено — результаты инвентаризации могут признать недействительными. Кроме того, если будет обнаружена недостача, то ее будет невозможно взыскать с материально ответственного лица.

Основным документом инвентаризационного процесса является приказ. Поэтому рассмотрим его подробнее и научимся составлять этот документ правильно. Унифицированный образец приказа на инвентаризацию 2019 г. можно найти в Постановлении Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Форма № ИНВ-22 представляет собой универсальный бланк, который могут использовать организации всех форм собственности. Форму можно применять как при проведении плановых, так и при назначении внеплановых проверок материальных ценностей.

Бланк приказа о проведении инвентаризации

В бюджетных организациях посредством инвентаризации становится возможным проверить наличие и состояние имущества. Сличить данные об имуществе со времени последней проверки с результатами на текущую дату, выявить характер и причины возможных несоответствий. И уже на основании полученных данных оценить правильность и соответствие бухгалтерского учета, осуществляемого на предприятии. В целом причины и процедура инвентаризации в бюджетной и коммерческой организации примерно одинаковы.

Нормативная база

В любой организации хотя бы раз в год проводится инвентаризация материальных ценностей. Для этого необходимо назначить специальную комиссию из числа уполномоченных работников и издать приказ о проведении инвентаризации. Порядок и график проведения инвентаризации в организации должен быть закреплен в учетной политике для целей бухучета (п. 4 ПБУ 1/2008). Однако инвентаризационная комиссия создается для каждого конкретного случая. Ее состав, полномочия, а также сроки проведения инвентаризации должны быть закреплены в отдельном внутреннем акте организации.

  1. «Нематериальные активы» — объекты нематериальных активов учитывают по первоначальной стоимости. Она зависит от типа операции, по которой приобретен актив — обменная или необменная. НМА распределяются по новым группам учета во время инвентаризации.
  2. «Выплаты персоналу» — выплаты персоналу делят на текущие и отложенные, для них отличаются правила учета и оценки. Также появляется резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам, который включает суммы государственного пенсионного обеспечения и суммы, назначенные на основании локального акта организации работникам с определенным возрастом или стажем.
  3. «Непроизведенные активы» — стандарт в основном касается учреждений, которые управляют госимуществом в сферах недропользования, водных ресурсов, некультивируемых биологических ресурсов и иных непроизведенных активов. В документе определяются правила первоначальной оценки и переоценки стоимости непроизведенных активов.
  4. «Финансовые инструменты» — стандарт предусматривает новые правила бухгалтерского учета финансовых активов и обязательств, возникающих при операциях с финансовыми инструментами. Для каждой группы активов и обязательств предусмотрены свои требования.
  5. «Информация о связанных сторонах» — в стандарте разработан порядок раскрытия в годовой отчетности сведений о лицах, на работу которых бюджетная организация способна оказывать влияние, или наоборот, о лицах, которые способны влиять на организацию. В нем же прописан порядок раскрытия информации об операциях со связанными сторонами.
  6. «Совместная деятельность» — в стандарте регулируется учет деятельности, которую учреждение ведет совместно с другими лицами и которая не связана с извлечением прибыли. Порядок учета зависит от формы совместной деятельности — договор простого товарищества с объединением имущества или соглашение о совместных операциях без вклада.
  7. «Затраты по заимствованиям» — стандарт предусматривает для учреждений общие требования к порядку признания затрат по заимствованиям и государственному (муниципальному) долгу. Требования к информации об этих затратах в отчетности также предусмотрены стандартом.

Изменения в плане счетов

Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

Новые электронные формы первичных документов

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Ссылка на основную публикацию