Варновый строй по законам ману

Варновый строй по законам ману

Первой по важности и привилегиям считалась варна жрецов — брахманов. По официальным представлениям брахман — высший из людей[3]. Он предстает в древнеиндийских текстах великим божеством в человеческом облике. Считалось, что его духовная сила столь велика, что брахман может мгновенно уничтожить царя и его войско, если они попытаются посягнуть на его права. Брахман требовал особых, освященных законом привилегий и во всем притязал на превосходство, почести и поклонение. Даже буддийский канон, хотя и отвергает чрезмерные притязания брахманов и постоянно подчеркивает превосходство кшатрия над брахманом, признает величие последнего, если он искренен и благочестив.

Варновый общественный строй Древней Индии

Варна кшатриев осуществляла управление государством, она возникла в результате войн, со временем превратившись в правящую. В отличие от варны брахманов, она не была такой замкнутой. Но несмотря на это, брахманы занимали самое почетное место в обществе: «Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными — разумные, между разумными люди, между людьми — брахманы. Само рождение брахмана — вечное воплощение дхармы, ибо он рожден для дхармы и предназначен для отождествления с Брахмой. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. Брахман ест только свое, носит — свое и дает — свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана» («Законы Ману»), их называли «авадхъя» — неприкосновенные. Важной особенностью положения брахманов было то, что их нельзя было казнить, самым существенным наказанием могло быть только изгнание.

Общая характеристика варнового строя

Вторая варна представляла собой правящее сословие; в ведийский период члены ее назывались «раджанья», а позднее — «кшатрия». Особая воинская верхушка, военная аристократия, начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории «вратья-кшатриев», т.е. кшатриев по обету, а не по рождению 1 .

Курсовая работа — Варновый строй — файл

Вторая варна представляла собой правящее сословие; в ведийский период члены ее назывались «раджанья», а позднее — «кшатрия». Особая воинская верхушка, военная аристократия, начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории «вратья-кшатриев», т.е. кшатриев по обету, а не по рождению 1 .

Рекомендуем прочесть:  Стоимость судебной пошлины

Варновый строй по законам ману

Решительное признание того, что люди не одинаковы и что существует иерархия сословий, причем у каждого из них свой долг и свой жизненный путь, относится к наиболее примечательным чертам древнеиндийской социологии. Время от времени претензии высших варн оспаривались и выдвигались даже предложения в пользу равноправия, но в общем эта концепция удерживалась с конца периода «Ригведы» до наших дней.

Кастовый и государственный строй по законам Ману

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм — рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

Варновый строй по законам ману

Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества.недостаточный повесу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин.

Сословно-варновый строй в Индии

В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов. Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление зажиточной торгово-ремесленной верхушки среди вайшиев, включающей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в корпорации, выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин.

Варновый строй по законам ману

Древнеиндийское обязательственное право знало такие сделки, как купля-продажа, заем, наем, дарение, перевозка и т.д. Было сформулировано понятие договора. Договор мог быть заключен дееспособным членом общества, основываться исклю­чительно на добровольном согласии сторон.

Государство и право Древней Индии

Брачно-семейные отношения в Древней Индии строились на принципах верховенства власти мужа, отца в семье, неравенства детей в семье не только от того, родились ли они от «правильного» или «смешанного» брака, но и по полу, возрасту, происхождению (родные, подаренные, единоутробные, рожденные по поручению, тайно рожденные). О приниженном положении женщины в древнеиндийском обществе ярко свидетельствуют статьи 161 и 162 главы IV. В ст. 161 записано, что «жена, которая из желания (иметь) потомства нарушает обет верности умершему мужу, встречает презрение в этом мире и лишается места пребывания мужа (на небе)», а в ст. 162 прямо указано, что «потомство, рожденное от другого, – даже в другом браке – в этом мире не признается; другой муж нигде не предписан для добродетельных женщин».

Рекомендуем прочесть:  Жкх Как Определить Месяц Задолжности

Лекция: Занятие №2

Рассматривая четвёртый вопрос, выясните условия заключения брака (брачный возраст, варновые ограничения, недопустимость выкупа невесты). Установите, какие обязанности составляли дхарму супругов. Обратите внимание на противоречивость отдельных норм, относящихся к жене (например, IХ, 78-81). Возможно ли было расторжение брака, и если было, то на каких основаниях? Выясните правовой статус детей, обратив внимание на неравноправие сыновей и дочерей (IХ, 108, 118).

Варновый строй по законам ману

ЗАКОНЫ МАНУ — древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение человека в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма. Составление З.м. приписывается мифическому прародителю людей Ману. В дошедшем до нас виде З.м. были составлены, по-видимому, около П в. до н.э. — I в. н.э. З.м. написаны на санскрите, содержат 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав.

Законы Ману в истории Индии

Решительное признание того, что люди не одинаковы и что существует иерархия сословий, причем у каждого из них свой долг и свой жизненный путь, относится к наиболее примечательным чертам древнеиндийской социологии. Время от времени претензии высших варн оспаривались и выдвигались даже предложения в пользу равноправия, но в общем эта концепция удерживалась с конца периода «Ригведы» до наших дней.

Правовое положение отдельных групп населения в Древнеиндийском обществе по Законам Ману

Период 560—527 гг. до н.э. — установление тирании Писистрата как результат борьбы демоса с аристократией. Развитие военного флота, межгосударственной торговли, а также укрепление мелких землевладельцев с введением си­стемы кредитования окончательно уничтожили родоплеменные пережитки, что закрепилось в 509 г. до н.э. реформами Клисфена. Теперь Афинское государство делилось на 10 фил, и 50 представителей от каждого фила входили в ру­ководящий Совет. Совет решал важнейшие экономические вопросы, вопросы дипломатических отношений с другими государствами, военно-политические вопросы.

Законы Ману в истории Индии

Четвертую варну составляли шудры. В их среде — обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество. И, тем не менее, он не свободен. Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения, «ибо они врождены для него». Он тот, «Чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его свидетельство всегда вызывает подозрение, его наказывают строже Всеобщая история государства и права/З.М. Черниловский — М., 1999 — с. 36.

Ссылка на основную публикацию