Обоснование аннулирования подписанного выполнения

Содержание

Прежде чем оспаривать акт выполненных работ, заказчик может постараться потребовать от исполнителя исправить те недочеты, по причине которых приходится идти на столь крайние меры. Требования направляются второй стороне в виде письменной претензии. В ней подробно расписывается, какие именно недочеты были выявлены после подписания акта выполненных работ. Кроме того, в обязательном порядке необходимо отметить причины, по которым заказчик не смог выявить эти недочеты непосредственно в момент подписания документа. В противном случае обычная невнимательность не будет являться веским основанием для отмены уже подписанного документа.

Как оспорить подписанный акт выполненных работ: порядок действий

Обратите внимание: сам договор при этом своей юридической силы не теряет. Другими словами, после положительного исхода оспаривания подписанного акта выполненных работ в юридическом смысле все возвращается к тому моменту, когда он не был подписан вообще.

Обращение в суд

В некоторых случаях проведение экспертизы лучше сделать еще до написания претензии. Тогда изложенные в заключении экспертные выводы можно будет указать в качестве подтверждения предъявляемых требований.

  1. Назначьте ответственного за работу с актами выполненных работ. Его задача — отслеживать возврат документов и вести учёт заказчиков, которые не вернули оригиналы на конец отчётного периода.
  2. Включите в договор условие о сроках, в которые заказчик должен принять работы или предъявить возражения на полученный акт. Укажите, что будете считать работы принятыми, если не получите ответ в срок.
  3. Предусмотрите в договоре штрафные санкции за невозврат документов в установленные сроки.
  4. Отправляйте документы так, чтобы у вас были доказательства их доставки. При передаче с курьером составляйте опись в двух экземплярах и требуйте отметку о получении, а по почте отправляйте заказные письма. Или используйте электронный документооборот, который сокращает время на доставку и фиксирует точную дату и время отправки и получения документов.
  5. Свяжитесь с контрагентом и постарайтесь выяснить причины задержки документов. Сообщите, что в случае проведения встречной документарной проверки, вы не сможете предоставить налоговой акт выполненных работ и подтвердить факт совершения хозоперации.
  6. Если в договоре есть условие о том, что при отсутствии акта работы принимаются автоматически, в установленный срок отразите их в учёте. Если такого условия нет — отправьте заказное письмо с претензией и требованием принять работы и подписать приложенные документы. Дополнительно укажите, через какой срок вы примете работы в одностороннем порядке и отразите оплату в учёте.
  7. Обратитесь в суд с требованием понудить заказчика подписать акты выполненных работ.

Сотрудники заказчика халатно относятся к документам или экономят на почтовых расходах

Акт выполненных работ — первичный документ, который подтверждает выполнение работ или оказание услуг. Он регистрирует факт совершения сделки и служит основанием для её отражения в налоговом и бухгалтерском учёте. Когда подрядчик закончит работу, заказчик обязан осмотреть результат и подписать оригинал акта выполненных работ. Если у заказчика есть претензии к срокам или качеству работ, он может дать письменный отказ от подписания акта, указав на выявленные недостатки (ст. 753 ГК РФ).

Зачем нужен акт выполненных работ

Первый вариант подразумевает, что исполнитель получил оплату — вопрос в том, как отразить это в бухгалтерском учёте при отсутствии первичных документов. Второй и третий варианты, напротив, говорят о наличии спора между исполнителем и заказчиком. Рассмотрим каждый из трёх случаев.

Свои разъяснения по вопросу порядка внесения исправлений в первичные документы ФНС России представило в своем письме от 05.03.2018 N СД-4-3/4226@, где указала, что в п. 7 Постановления № 1137 предусмотрено, что в счет-фактуру исправления вносятся путем составления нового экземпляра, в котором указываются номер и дата счета-фактуры, составленного до внесения в него исправлений, а также порядковый номер и дата исправления. Таким образом, реализуется порядок, аналогичный пункту 4.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105, а именно: по совокупности в первоначальном документе и документе с исправленными данными имеется в наличии информация о неправильном и верном тексте, дате исправления и подтверждении исправления подписями лиц, подписавших документ.

Согласно п. 7 Постановления № 1137 в счета-фактуры, составленные с даты вступления в силу Постановления N 1137 на бумажном носителе или в электронном виде, исправления вносятся продавцом (в том числе при наличии уведомлений, составленных покупателями об уточнении счета-фактуры в электронном виде) путем составления новых экземпляров счетов-фактур.

Жизненная ситуация

Таким образом, законодательством не предусмотрена замена ранее принятого к бухгалтерскому учету первичного учетного документа новым документом в случае обнаружения ошибок в первичном учетном документе. Дату в акте возможно исправить путем внесения исправлений, заверенных датой и подписями лиц, составившими данный документ.

Вкратце напомним следующее. В силу статьи 702 Гражданского кодекса РФ (далее также – ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Нормы статей 702 – 729 ГК РФ являются общими положениями подряда.

Закон и право действуют – доверьтесь профессионалам: 8 (495) 507-98-07!

Заказчик констатирует, что отсутствие дверей и окон, оконных и дверных заполнений и доборных и иных элементов делают невозможным использование результата работ для указанной в ранее действовавшем Договоре цели, то есть использование склада для хранения материальных ценностей.

Сдача-приемка работ по договору строительного подряда происходит следующим образом:

При немотивированном отказе заказчика от подписания акта приемки выполненных работ подрядчик может подписать акт в одностороннем порядке, в дальнейшем при разрешении строительного спора в арбитражном суде использовать его в качестве доказательства выполнения работы. Односторонний акт приемки выполненных работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

На каждом предприятии в любой момент времени может возникнуть необходимость в отмене ранее написанного приказа, но не все знают, как правильно это сделать. Просто уничтожить приказ нельзя – ведь он уже зарегистрирован в журнале учета внутренних документов, поэтому здесь используется другой подход, а именно – создание нового приказа, отменяющего предыдущий. Это действие, относящееся к делопроизводству, требует издания нового приказа в полном соответствии с процедурой, установленной для таких действий внутренними правилами организации.

Приказ об отмене приказа: основные особенности документа

  • полное наименование организации;
  • название вида документа;
  • дата его составления;
  • регистрационный номер приказа;
  • место составления (здесь достаточно указать населенный пункт);
  • заголовок к основному содержанию;
  • текст документа с указанием на основание для его издания;
  • подпись руководителя;
  • подпись заинтересованного лица об ознакомлении.

Основания для отмены приказа

Следует отметить, что подобный приказ пишется не только тогда, когда предыдущий приказ утрачивает силу по определенным причинам, но и в тех случаях, когда в ранее изданный документ необходимо внести какие-либо изменения.

Указанный проект приказа содержит в себе в том числе изменения к Требованиям к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным приказом Минстроя России от 08.06.2018 № 341/пр. Проект приказа в настоящее время размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и доступен для ознакомления

Пунктом 24.1 Положения определены основания для отказа в принятии документов, представленных для проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, в том числе «экспертное сопровождение должно осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы».

Ответ 11:

в) введение в действие новых (изменение действующих) законодательных и нормативных правовых актов, технических регламентов, требования которых затрагивают конструктивные и иные характеристики надёжности и безопасности строящегося объекта капитального строительства;

Отмена закупки по 44-ФЗ — это процедура по прекращению определения поставщика. Ее проводят на стадии планирования, до окончания приема заявок, а иногда и после срока для приема предложений. Если нарушите порядок и сроки, оштрафуют на 30 000 рублей по ч. 8 ст. 7.30 КоАП.

Как отменить на стадии планирования

Шаг 4. Оповещаем участников об отмене. В течение одного часа от даты размещения в ЕИС извещения о прекращении процедуры оператор электронной площадки возвращает заявки участникам и одновременно уведомляет о прекращении процедуры.

Рекомендуем прочесть:  Как рассчитать коммунальные выплаты школьным библиотекарям сельской местности—

Как отменить, если прошел общий срок

Чтобы отменить закупку в плане закупок, сделайте новую редакцию документа. Удалите из него ту госзакупку, которую отменяете. Сделайте эти же действия и в плане-графике. Согласуйте изменения с руководством и зафиксируйте приказом.

Несмотря на вышесказанное, подрядчиком после расторжения Договора заказчиком в связи с существенными нарушениями подрядчиком условий Договора направляется по ненадлежащему адресу уведомление № 00 от 14.04.2014 г. и приложения к нему (далее также – «Ненадлежащее уведомление»). Таким образом, отправка подрядчиком ненадлежащих уведомления и приложений к нему по ненадлежащему адресу дополнительно свидетельствует о правомерности расторжения Договора заказчиком в одностороннем порядке.

Закон и право действуют – доверьтесь профессионалам: 8 (495) 507-98-07!

Договоры строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ регламентируются специальными нормами, а именно статьями 740 – 757, 758 – 762 ГК РФ. При этом общие положения о подряде применяются, если иное не определено вышеназванными нормами.

Сдача-приемка работ по договору строительного подряда происходит следующим образом:

В силу п. 3.5 ранее действовавшего Договора «подрядчик был обязан известить Заказчика за 3 дня до начала приемки о готовности ответственных конструкций и скрытых работ. Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком скрытых работ и составления актов освидетельствования этих работ». Таким образом, в случае осуществления подрядчиком каких-либо работ подрядчик был обязан известить Заказчика о готовности ответственных конструкций и скрытых работ.

По нормам 44-ФЗ допускается отказ от заключения контракта как со стороны заказчика, так и поставщика. Наиболее распространенной причиной отказа от госконтракта со стороны заказчика являются нарушения со стороны поставщика, в частности, отсутствие обеспечения по контракту, тогда как во втором случае речь обычно идет о рядовом уклонении от контракта.

Отказ заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ

Стоит отметить, что при отказе второго участника от подписания контракта он также признается уклонистом и сведения о нем передаются в РНП. Такая ситуация может возникнуть, если с победителем закупки контракт так и не заключили, либо он был расторгнут.

Будут ли последствия для заказчика

Согласно статистике, каждый 10 контракт расторгают из-за нарушений, которые были допущены поставщиками. В расторжении госконтракта никто не заинтересован, но иногда поставщику приходится идти на этот шаг. Но лучше предпринять превентивные меры и отказаться от контракта еще перед его подписанием.

Бюджетное обязательство в ЕИС формируется на основании извещения о проведении госзакупки (Письмо Минфина РФ №07-04-05/14-15692 от 25.07.2018). Постановка БО на учет производится территориальными органами ФК (ТОФК).

Уменьшение и отзыв ЛБО

Отзыв лимитов бюджетных обязательств и приостановка операций на лицевых счетах учреждений происходят, если у организации-заказчика есть неиспользованный остаток доведенных ранее лимитов (непринятые обязательства), и она не освоила выделенные деньги.

Что делать заказчику

Минфин разъясняет, как проводить восстановление лимитов бюджетных обязательств под неисполненный контракт в текущем году (Письмо Минфина №09-01-09/49997 от 10.06.2020). Срок расчетов по переходящим госконтрактам, неисполненным в предыдущем году, увеличивается до 1 октября текущего финансового периода. Этот срок не распространяется на контракты, заключенные в текущем году из-за расторжения предыдущих.

Основы регулирования подрядных работ для государственных нужд установлены параграфом 5 главы 37 ГК РФ. В частности, согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе соответствующего государственного контракта. К отношениям по данным контрактам в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд. Таким образом, порядок осуществления подрядных строительных работ для государственных нужд регулируется в первую очередь положениями ГК РФ и может быть уточнен специальным законодательством. Иными словами, характер и содержание возложенных на подрядчика обязанностей, а также порядок их осуществления и последствия невыполнения определяются с учетом положений параграфов 5 и 3 главы 37 ГК РФ, а равно Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ). Последний в отсутствие специального закона о подрядах для государственных нужд подлежит применению ко всем государственным контрактам (вывод подтверждается также частью 2 статьи 9 Закона N 94-ФЗ). На основе сказанного к числу особенностей правового регулирования государственного контракта на выполнение строительных работ, затрагивающих вопросы выполнения подрядчиком работ, можно отнести следующее. Во-первых, общим образом обязанность подрядчика, связанная с обнаружением необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в смете, регулируется положениями статьи 743 ГК РФ. Во-вторых, любое изменение условий государственного контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 767 ГК РФ). В-третьих, согласно части 4.1 (а равно части 7.2) статьи 9 Закона N 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 — 6.4 статьи 9 указанного закона (в частности, речь идет о государственных контрактах стоимостью от 500 миллионов рублей и выше, о случаях изменения цен на услуги субъектов естественных монополий). Иными словами, закон ограничивает свободу волеизъявления сторон относительно изменения цены государственного контракта (и, как следствие, его предмета), значительно сужая правовые возможности подрядчика на получение оплаты дополнительных работ. Подытоживая сказанное, можно отметить, что отношения сторон по государственному контракту на выполнение подрядных строительных работ регулируются ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 94-ФЗ. Это означает, что вопрос о действиях подрядчика в случаях обнаружения необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в смете, должен определяться на основании положений статьи 743 ГК РФ, но с поправкой на специфику формирования цены в государственном контракте. Эта специфика выражается в том, что смета признается твердой и может быть изменена только в случаях, прямо указанных в Законе N 94-ФЗ. Фактически это означает, что подрядчик может рассчитывать на получение согласия заказчика на проведение дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, в крайне ограниченных случаях. Не вдаваясь в вопрос о том, насколько обоснован такой подход к регулированию государственных контрактов, следует признать, что зачастую изменение государственного контракта даже по соглашению сторон в виде включения дополнительных работ и, как следствие, увеличения стоимости сметы будет юридически невозможно. Теоретически такую ситуацию можно рассматривать как особый риск подрядчика при осуществлении предпринимательской деятельности в случае, если он выступает стороной государственного контракта. Специальным правовым средством, позволяющим минимизировать данный риск, является возможность приостановки работ. Правда, нельзя не отметить, что в условиях невозможности изменения цены государственного контракта ситуация становится тупиковой, так как подрядчик все равно не сможет рассчитывать на оплату дополнительных работ, если только стороны не заключат новый контракт (с учетом специфики заключения государственных контрактов это представляется маловероятным или по крайней мере требующим значительного времени. — Прим. авт.) либо не пересмотрят объем заказанных работ на предмет выявления ненужных работ, которые могут быть заменены дополнительными. В целом анализ судебной практики позволяет подтвердить сделанные выводы. Например, судом кассационной инстанции было отказано в иске о взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение ремонтных работ, поскольку дополнительные работы не предусмотрены локальными сметами и не согласованы с администрацией. В обоснование сделанных выводов суд особо отметил следующее. По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 ГК РФ). Как установлено пунктом 1 статьи 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете. Статьей 9 (часть 4.1) Закона N 94-ФЗ определено, что цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 данного Закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 — 6.4 названной статьи. Цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта. Как усматривается из материалов дела, истцом без согласования с ответчиком был изменен перечень работ по контракту. Из представленной в материалы дела переписки сторон следует, что выполненные работы по ремонту системы отопления и монтажу системы вентиляции не соответствуют локальным сметам N 1 и 4. Уменьшение стоимости работ с одновременным изменением их вида, направленное, по мнению общества, на экономию, противоречит требованиям действующего законодательства (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2010 по делу N А56-76086/2009).

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОДРЯДЧИКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, НЕ УЧТЕННЫХ В СМЕТЕ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

обязанности подрядчика в случае обнаружения в ходе строительства необходимости осуществления дополнительных работ, не учтенных в смете (в статье делается общий вывод о применении положений статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) к подрядным работам для государственных нужд с учетом особенностей, установленных специальным законодательством. Поэтому, несмотря на логику изложения материала (последовательное обсуждение порядка применения статьи 743 ГК РФ, а затем специфики государственных контрактов), выводы иллюстрируются такими примерами из судебной практики, которые равным образом применимы как к обычному строительному подряду, так и к подрядным работам для государственных нужд. — Прим. авт.);

Рекомендуем прочесть:  Красный диплом заработная плата

ОБЯЗАННОСТИ ПОДРЯДЧИКА В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ В ХОДЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕОБХОДИМОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, НЕ УЧТЕННЫХ В СМЕТЕ

Подрядчик обязан осуществлять строительные работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем и содержание работ, и со сметой, определяющей цену работ (абзац первый пункта 1 статьи 743 ГК РФ). Как следует из пункта 3 статьи 743 ГК РФ, в случае обнаружения в ходе строительства необходимости осуществления дополнительных работ, не учтенных в технической документации, проведение которых требует увеличения сметы, подрядчик обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в установленный срок подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика, если только последний не докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ. [B=63] В силу прямого предписания закона подрядчик, не выполнивший указанные выше обязанности по уведомлению заказчика о необходимости проведения дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, и, соответственно, по приостановке работ в случае неполучения ответа, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (пункт 4 статьи 743 ГК РФ). Порядок оформления подрядных отношений обусловливает следующую специфику получения подрядчиком согласия заказчика на осуществление дополнительных работ, не учтенных в смете. Подрядчик обязан осуществить только те работы, которые отражены в технической документации и, как следствие, в смете, являющихся неотъемлемой частью договора. Следовательно, формально в силу статьи 743 ГК РФ подрядчик получает право осуществить дополнительные работы не ранее чем в техническую документацию и смету будут внесены соответствующие изменения посредством оформления дополнительного соглашения к договору либо как минимум внесения дополнений в соответствующие приложения к договору, уточняющие техническую документацию и смету. Например, судом кассационной инстанции удовлетворено требование об оплате дополнительных работ, поскольку, несмотря на отсутствие дополнительного соглашения, работы сторонами согласованы в уточненной редакции приложения к контракту, а их стоимость — в сводном сметном расчете (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2011 по делу N А56-85961/2009). Таким образом, принимая во внимание требования разумности и добросовестности, а также важность обеспечения баланса интересов сторон в рамках договорного процесса, с процедурной точки зрения для оформления соответствующих изменений целесообразно как минимум в уведомлении о необходимости проведения работ указать перечень таких работ, их объем и цену. В противном случае уведомление становится беспредметным и не может иметь юридического значения в принципе. Кроме того, в письменном согласии заказчик должен конкретно и недвусмысленно выразить волю на готовность принять и оплатить определенные виды дополнительных работ по указанной цене, а равно волю на готовность внести соответствующие изменения в договор непосредственно либо в приложения к нему, то есть уточнить техническое задание. Без внесения на основе подобного письменного согласия соответствующих изменений в проектно-сметную документацию существует риск признания того, что заказчик не выразил своего согласия на проведение дополнительных работ, а подрядчик, приступивший к их выполнению ранее внесения изменений в проектно-сметную документацию, действовал на свой собственный риск. (Правда, анализ судебной практики Северо-Западного округа позволяет сделать вывод, что в настоящее время такие риски по крайней мере не являются существенными. Например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2011 по делу N А05-14502/2010 требование о взыскании оплаты за дополнительные работы удовлетворено, поскольку, несмотря на отсутствие подписанного сторонами дополнительного соглашения по дополнительным работам, последние выполнены подрядчиком с согласия заказчика. — Прим. авт.) Чтобы исключить подобный риск и для целей поддержания договорной дисциплины желательно изначально указывать в договоре, с какого момента согласие заказчика на принятие и оплату работ считается выраженным и имеющим юридическое значение, а также до конца доводить процесс оформления достигнутых договоренностей. Единственное исключение из приведенных выше правил статьи 743 ГК РФ образует случай, когда проведение дополнительных работ вызывается экстренной необходимостью, то есть ситуацией, при которой приостановление работ привело бы к гибели или повреждению уже полученных результатов. Вопрос о том, имела ли место подобная экстренная ситуация, является вопросом факта, решать который может лишь суд, оценив все обстоятельства конкретного дела. При этом бремя доказывания наличия данной ситуации в соответствии с пунктом 4 статьи 743 ГК РФ возлагается на подрядчика. И здесь важно учитывать то, что подрядчик является профессионалом, который должен заранее прогнозировать характер и объем подлежащих выполнению работ. По нашему мнению, это означает следующее. Даже если подрядчик сможет доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о возможности гибели и повреждения результата в случае приостановления работ, заказчик может нейтрализовать действие данного правила, если обоснует, что подобная опасность возникла ввиду профессиональной небрежности подрядчика, который должен был и мог выявить необходимость проведения дополнительных работ на той стадии, когда приостановление всего цикла подрядной деятельности не могло создать подобную угрозу. Общий подход к применению положений статьи 743 ГК РФ не изменится, даже если фактически выполненные дополнительные работы, не учтенные в проектно-сметной документации, были включены в акт приемки, то есть когда заказчик, не выразивший согласия на дополнительные работы, все-таки их принял. Из смысла пункта 1 статьи 753 ГК РФ следует, что по акту приемки заказчик обязан принять тот результат, который соответствует технической документации, то есть заданию заказчика. Следовательно, подписание акта приемки является следствием исполнения договора подряда на ранее согласованных условиях. Поэтому акт приемки не может рассматриваться как документ, в силу которого заказчик автоматически дает согласие на любые дополнительные работы, не предусмотренные технической документацией и сметой, и, соответственно, не может являться основанием для внесения изменений в договор. Иными словами, такой акт подтверждает только наличие работ, но не согласие на их проведение и оплату. Это тем более актуально, когда дополнительные работы, выполненные подрядчиком без согласования с заказчиком, являются неразрывно связанными с работами, соответствующими условиям договора. Очевидно, что в таких условиях заказчик, который обязан принять заказанные им работы, вынужден принять и дополнительные работы, поскольку иное фактически невозможно. Сделанные выводы относительно порядка применения статьи 743 ГК РФ при включении дополнительных работ в акт приемки подтверждаются обширной судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2005 по делу N А21-273/04-С2, ФАС Центрального округа от 14.07.2011 по делу N А09-3816/2009, ФАС Поволжского округа от 05.07.2011 по делу N А65-449/2010 и от 26.07.2011 по делу N А57-3611/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 05.07.2011 по делу N А79-7128/2009 и т.д.), давно сложившейся с учетом информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС РФ) от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» (далее — информационное письмо N 51). В частности, в пункте 10 информационного письма N 51 Президиум ВАС РФ указал на следующее:

2.4. Внесение изменений зачеркиванием размеров, знаков, надписей, отдельных слов и строк производят сплошной тонкой линией с проставлением новой информации в непосредственной близости от зачеркнутого.

При изменении части изображения его обводят сплошной тонкой линией, образующей замкнутый контур, и крестообразно перечеркивают сплошными тонкими линиями. Измененный участок изображения выполняют на свободном поле документа. Новое изображение измененного участка должно быть выполнено в прежнем масштабе без поворота. Обозначают перечеркнутый и вновь изображенный участки так же, как выносные элементы. Над новыми изображениями указывают: «Взамен перечеркнутого».

Если изменяется все изображение (вид, разрез или сечение), то его перечеркивают и выполняют заново. Над вновь выполненным изображением, при необходимости, помещают надпись, например: «Вид слева», «Вид снизу».

Допускается вносить изменения в изображение зачеркиванием изменяемого контура короткими штрихами с нанесением нового контура на этом же изображении*.

2. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ

2) при автоматизированном способе внесения изменений таблицу изменений, при ее наличии, заполняют на каждом листе, при этом в графе «Лист» указывают «Зам.».

В остальных случаях графу «Лист» прочеркивают;

в графе «N докум.» — обозначение ИИ, при этом код организации, выпустившей ИИ, допускается не проставлять;

в графе «Подп.» — подпись лица, ответственного за правильность внесения изменения;

в графе «Дата» — дату внесения изменения.

Графы блока внесения изменений технологических документов (ГОСТ 3.1103) заполняют аналогично основной надписи конструкторских документов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (рекомендуемое). КОММЕНТАРИИ К ПУНКТАМ СТАНДАРТА

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 26.04.90 N 1031

Изменение N 1 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол N 23 от 28 февраля 2006 г.)

За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AZ, AM, BY, KZ, KG, MD, RU, TJ, TM, UZ, UA [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]

Ссылка на основную публикацию