Содержание
- 1 Дисциплинарные методы познания
- 2 Философия и методология науки
- 3 Общая классификация методов научных исследований; общенаучные методы
- 4 Классификация методов научного познания
- 5 Методы научного познания
- 6 Тема 3
- 7 Классификация методов научного познания
- 8 Философские методы
- 9 Дисциплинарные методы познания
- 10 Шпаргалка по Философии (23)
- 11 Дисциплинарные методы познания
- 12 Классификация методов научного познания
- 13 Дисциплинарные методы научного познания
- 14 Сколько стоит написать твою работу
- 15 Всякие шпоры
Дисциплинарные методы познания
Поэтому важная задача диалектико-материалистической методологии состоит в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы максимально адекватны всеобщим законам существования самой объективной действительности. Однако каждая такая форма не есть зеркальное отражение последней, и она не превращается автоматически в методологический принцип.
Философия и методология науки
- Философские методы. Наиболее древнейшие из философских методов — диалектический и метафизический. К их числу можно так же отнести аналитический, феноменологический, интуитивный методы.
- Общенаучные методы. Такие методы нашли самое широкое применение в науке XX века, они представляют собой своеобразную методологию между философским учением и фундаментальным положением некоторых специальных наук.
- Частнонаучные методы представляют собой совокупность принципов и способов познания, а так же исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной областях науки и соответствующих основной форме движения материи.
- Дисциплинарные методы включают в себя системы приёмов, которые применяются в той или иной дисциплине, возникающей на стыке наук или относящихся к самой науке. Любая фундаментальная наука включает в себя комплекс дисциплин и своеобразные методы исследования.
- Методы междисциплинарного исследования. Представляют собой ряд синтетических, интегративных способов, которые нацелены на стыки научных дисциплин.
Общая классификация методов научных исследований; общенаучные методы
IV. Дисциплинарные методы научного исследования, т.е. системы приемов, принципов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои методы исследования.
Классификация методов научного познания
Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция — это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах ("Все лебеди — белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.
Методы научного познания
В методологических исследованиях до середины нашего столетия преобладал так называемый «стандартный подход», согласно которому в качестве исходной единицы методологического анализа выбиралась теория и ее взаимоотношение с опытом. Но затем выяснилось, что процессы функционирования, развития и трансформации теорий не могут быть адекватно описаны, если отвлечься от их взаимодействия.
Тема 3
Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.
Классификация методов научного познания
Нередко философские системы (соответственно и их методы) сочетались и «переплетались» между собой в разных «пропорциях». Так, диалектический метод у Гегеля был соединен с идеализмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) — с материализмом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой и т.д.
Философские методы
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определенный момент необходимо приводить к коренным качественным преобразованиям (скачкам), к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер изменений. Таковы, например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое в зависимости от изменения температуры.
Дисциплинарные методы познания
Поскольку в окружающем нас мире все явления взаимосвязаны, изменяются, развиваются, то и категории, законы диалектики неразрывно связаны между собой, представляют целостную динамическую систему. Это замкнутая, неизменная, открытая, гибкая, развивающаяся система. В процессе все более полного и глубокого отражения реальной действительности происходит как обогащение содержания известных категорий, например «качество», «количество», «движение», «развитие» и др., так и возникновение новых: «система», «структура», «элемент» и др.
Шпаргалка по Философии (23)
Таким образом, теории, законы, категории и другие абстракции еще не составляют метода. Чтобы выполнять методологическую функцию, они должны быть соответствующим образом трансформированы, преобразованы из объяснительных положений теории в ориентационно-деятельные, регулятивные принципы (требования, предписания, установки) метода.
Дисциплинарные методы познания
III. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, т.е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.
Классификация методов научного познания
Сказанное не означает, что философские методы вовсе не нужны. Как свидетельствует история познания, ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному взгляду на сущность изучаемого объекта исследования.
Дисциплинарные методы научного познания
На факультете философии человека д анная дисциплина вбирает в себя различные тесно взаимосвязанные разделы, в том числе традиционную гносеологию, или теорию познания, современное учение о познании или эпистемологию, а также философию и методологию науки, как важнейшие части философии познания в целом.
Сколько стоит написать твою работу
В-четвертых, важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость. Это означает, что условия эксперимента, а соответственно и проводимые при этом наблюдения, измерения могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов.
Всякие шпоры
Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод – это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.