Долги регионов

РИА Рейтинг

По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2020 года вырос на 1,5% и на 1 января 2020 года составил 2,353 триллиона рублей. Это самый минимальный прирост госдолга за последние несколько лет. Для сравнения, в 2015 году госдолг регионов РФ вырос на 11%. При этом общий уровень долговой нагрузки регионов за прошедший год снизился. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2020 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2020 год составило 33,8%, что на 2,7 процентных пункта ниже, чем годом ранее. Но при этом диапазон значений в региональном разрезе остается достаточно широким. Уровень долговой нагрузки варьировался от 0% в Сахалинской области и Севастополе до 176% в Республике Мордовия. По сравнению с результатами прошлого года, лидирующие и замыкающие рейтинг регионы не изменились.

Залезли в долги

Россия по-прежнему остается империей в том смысле, что разница между отдельными регионами достигает нереальных величин. Не стали исключением и государственные финансы. Коэффициент долга к налоговым и неналоговым доходам у российских регионов находится в диапазоне от 0% почти до 200%.

Госдолги регионов: в числе самых крупных должников Краснодар, Красноярск и Татарстан

Замыкает пятерку еще один регион из Поволжья — Самарская область. Сумма государственного внутреннего долга региона составляет 75 млрд рублей. В основном она состоит из государственных ценных бумаг (41 млрд рублей), бюджетных кредитов (22,6 млрд рублей) и кредитов от организаций (11,4 млрд рублей). У области совсем нет долгов по государственным гарантиям. При этом она стала лидером топ-5 по увеличению суммы долга за год — здесь он вырос в целом на 10,7 млрд руб. (16,7%), в основном из-за долгов по государственным ценным бумагам (рост с 27,8 млрд до 41 млрд рублей).

Рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки — итоги 2020 года

В 14 регионах задолженность перед коммерческими банками полностью отсутствует. За исключением Москвы, Тюменской области и ХМАО-Югра, основными компонентами госдолга у этих регионов являются бюджетные кредиты. Такие регионы как Москва, Приморский край и Камчатский край за прошедший год полностью погасили свои коммерческие долги. В то же время, в ряде регионов в структуре долга наблюдается существенный перекос в сторону коммерческих кредитов, что может вызывать опасения, особенно если позиции региона в рейтинге по долговой нагрузке близки к замыкающей десятке.

Рекомендуем прочесть:  Если челавека отработал дом этернати с больными людьми э15 лет когда ей можна выте напеньсию—

Рейтинг российских регионов по уровню долговой нагрузки

Согласно расчетам агентства РИА Рейтинг, низким уровнем долговой нагрузки (менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов) могут похвастаться только шесть российских регионов — Ненецкий автономный округ и Сахалинская область, которые ничего не должны государству, а также Тюменская область, Санкт-Петербург, Алтайский край и Ханты-Мансийский автономный округ.

Долги регионов

Суммарный долг регионов на 1 января 2020 года превышал 2,3 трлн рублей (совокупные доходы около 6,3 трлн рублей). При этом около трети долга 809 млрд рублей составили бюджетные кредиты от федерального центра. Если из задолженности регионов вычесть бюджетные кредиты, то есть учитывать только «коммерческий» долг, то ни у одного региона России долговая нагрузка не превышает годового дохода.

Долги регионов

А что Минфин? В недавно опубликованных «Основных направлениях долговой политики…» он признает нарушения у 8 регионов и то, что в 2020 году еще несколько регионов перейдут «черту». Но средний уровень долговой нагрузки субъектов оценивает как «приемлемый», так как он «не несет существенных рисков долгового кризиса».

Долги регионов выросли в пять раз за десять лет

За последние десять лет сумма государственного долга всех субъектов федерации выросла почти в 5 раз, с 432,6 миллиарда рублей до 2,3 триллиона рублей. Об этом сообщается в исследовании фонда «Новая Республика». Львиную долю заемных средств составляют бюджетные кредиты и государственные ценные бумаги.

Москва простила долги регионам

7 лет — это 2025 год, 12-ть — 2030 год. Понятно, что ни в Кремле, ни в Белом доме такими далекими категориями не мыслят в принципе. Это замечание вполне справедливо и для губернаторов на местах. Таким образом, Москва дает регионам понять: "Расслабьтесь, ваши долги прощены".

Карта событий

Потери бюджета республики произошли «из-за негативных тенденций в экономике прошлых лет и принятых за последние годы на федеральном уровне решений в области межбюджетных отношений и налогового регулирования». В частности, более 10 млрд рублей республика потеряла из-за налоговых реформ: отмены налога с продаж, налога на пользователей автомобильных дорог, доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию.

Агентство «РИА Рейтинг» сравнило регионы РФ по уровню долговой нагрузки

Помимо Мордовии, еще в семи регионах РФ объем государственного долга превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета (включая заявившую сегодня о финансовой катастрофе Хакасию с показателем долговой нагрузки 144,5%. — Прим. Банки.ру). Помимо Мордовии и Хакасии в число регионов с долговым бременем, превышающим доходы, входят Костромская область, Кабардино-Балкария, Карелия, Смоленская, Псковская области, а также Еврейская автономная область.

Долги регионов

Письмо Минфина по-прежнему предусматривает и меры для сокращения задолженности регионов с большими долгами. Например, те регионы, у которых госдолг (задолженность и по рыночным кредитам, и по бюджетным) превышает 140%, должны к 2020 году снизить его до отметки ниже 100%. Сокращать свои долги придется и регионам с менее масштабной задолженностью (тем, у кого она ниже 50%, нужно будет просто не превышать этот показатель).

Рекомендуем прочесть:  Для прописки нужно ли согласие всех собственников

Прощенные долги регионов привлекут инвесторов в Россию

«По сути, это отсрочка, дающая время регионам на укрепление. Мера эта своевременная, так как темпы инфляции довольно низкие, и если они, эти темпы, сохранятся на текущем уровне, программа будет успешно реализована, и к 2020 году регионы смогут погасить большую часть своих долгов», — сказал эксперт.

Долги регионов замерли в ожидании новых «майских указов»

В Карелии же, где глава сменился в начале прошлого года, и вовсе произошло очередное наращивание госдолга как в абсолютных (на 10,5%), так и в относительных (со 115% до 124% к доходам) объемах, причем объем коммерческих кредитов вырос сразу на 2 млрд рублей. Хотя от нового руководителя Карелии Артура Парфенчикова, прежде возглавлявшего Федеральную службу судебных приставов, ожидали именно снижения долговой нагрузки, основная часть которой была накоплена при его предшественнике Александре Худилайнене. Но объем накопившихся в регионе проблем оказался настолько серьезным, что быстро мобилизовать доходы не удалось, и уже осенью прошлого года правительство Карелии обратилось на федеральный уровень за дополнительной финансовой помощью для реализации «майских указов». В бюджете на 2020 год верхняя планка госдолга была обозначена в 30 млрд рублей — на 5 млрд больше, чем на начало года.

Долги регионов

В последнее время в Минфине РФ все чаще звучат призывы к регионам активнее пользоваться облигационными займами, обслуживание которых обойдется регионам дешевле, чем кредиты коммерческих банков, а также говорится о том, что бюджетные кредиты являются скорее временной, антикризисной мерой, которая не может существовать на постоянной основе. В качестве подтверждения этому, в Федеральном бюджете на 2020 году под бюджетное кредитование зарезервировано всего 200 миллиардов рублей против 338 миллиардов рублей, выданных в 2020 году, и, можно ожидать, их дальнейшего сокращения. К тому же бюджетные кредиты выдавались на срок 3 года, и в текущем году наступает срок возврата тех кредитов, которые были получены регионами в 2014 году в объеме 230 миллиардов рублей. Даже с учетом того, что объем дотаций, предназначенных в 2020 году на выравнивание региональных бюджетов, увеличен на 100 миллиардов рублей, денег Минфина всем не хватит. За счет бюджетного резерва в лучшем случае рефинансируют текущую задолженность перед Минфином РФ. Вероятно, в связи со стабилизацией финансовых рынков, можно ожидать всплеска активности регионов на долговом рынке и увеличения доли государственных ценных бумаг в региональной долговой структуре. Говоря об абсолютном объеме долга, можно предположить, что в условиях ожидаемого слабого экономического роста консервативная политика региональных властей в отношении заимствований сохранится, и ситуация в целом с региональными долгами продолжит улучшаться.

Ссылка на основную публикацию