Кто должен производить капитальный ремонт здания являющегося объектом культурного наследия и находящегося в аренде если арендатор получил охранное обязательство

Таким образом, действующая редакция Закона N 73-ФЗ лицом, на которое в первоочередном порядке возложена обязанность по выполнению охранного обязательства, указывает собственника такого объекта, в том числе и в случае, если указанный объект находится во владении или пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Обзор документа

Между тем решением Арбитражного судом города Москвы от 07.12.2017 по делу N А40-80636/2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018, отказано в удовлетворении требований АНО «ЦДРИ» о признании недействительным предписания департамента о проведении консервации спорного объекта.

Документ, согласно которому собственник объекта культурного наследия берет на себя обязательство по сохранению и содержанию в надлежащем состоянии памятника архитектуры. Это включает в себя ограничение эксплуатационных прав владения объектом и выполнение определенных работ по содержанию такого имущества в соответствии с требованиями, которые прописаны в обязательстве.

Требования к арендатору

Наталья Лопатина, юрист «Содружества Земельных юристов», соглашается с решением ВС. По ее словам, позиция нижестоящих инстанций основана на неверном толковании № 73-ФЗ. Она разъясняет, что до 2015 года законодательство действительно допускало заключение охранного обязательства напрямую с владельцем или пользователем ОКН. Однако вот уже три года по закону эта функция принадлежит собственнику такого имущества.

Обязанности по закону и по соглашению

Организация не согласилась с выводами нижестоящих инстанций и оспорила их в Верховный суд. На заседании в ВС представитель заявителя, юрист Максим Денисов, пояснял, что в п. 11 ст. 47.6 № 73-ФЗ конкретно определен круг лиц, которые обязаны выполнять охранное обязательство: «И в этот перечень не входит арендатор объекта культурного наследия». Он пояснил, что такие требования на истца можно было бы возложить, прописав их в арендном договоре: «Однако наше действующее соглашение с ДГИ такого пункта не содержит».

Рекомендуем прочесть:  Если Приставы Описали Имущество Без Собственника

В случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении такого объекта в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме. Поэтому отдельно, необходимо отметить, что собственники и наниматели (по договору социального найма) квартир в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, также имеют дополнительные обязанности по охранным обязательствам.

Независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности, в случае утраты или повреждения элементов охраны, виновное лицо несет риск гражданско-правовой ответственности по общим нормам Гражданского кодекса РФ о возмещении убытков. В случае утраты или повреждения элементов или предметов, перечисленных в паспорте объекта, пользователь (собственник) обязан в срок, установленный органом охраны, воссоздать утраченное или устранить повреждение, а при невозможности выполнения названных действий — возместить стоимость утраченного [5].

Размещение рекламы на объекте культурного наследия

В данной статье проанализированы основные специальные требования и ограничения для собственников и арендаторов зданий, нежилых помещений и квартир, относящихся к объектам культурного наследия, описаны возможные риски правообладателей и даны рекомендации по их минимизации.

Переход права собственности на исторический объект недвижимости к другому лицу не прекращает охранного обязательства, а лишь влечет изменение его условий в части субъекта права собственности, к которому оно переходит.

Впоследствии, после того, как охранное обязательство на приобретенный объект будет оформлено, приобретатель обязан внести соответствующие изменения во все договоры, предусматривающие передачу третьим лицам прав владения и (или) пользования таким объектом.

1. Что нужно знать правообладателям объектов культурного наследия?

Если обязательство по охране на объект культуры оформлено, то в договор купли-продажи объекта в качестве существенного условия необходимо включить выполнение требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения.

Рекомендуем прочесть:  Закон про межевание

25 февраля в здании проекта развития территории «Рождественская сторона» состоялся круглый стол на тему «Кто должен платить за сохранность памятников архитектуры». Злободневность темы обусловлена тем, что многие исторические здания в Нижнем Новгороде переданы сейчас в частную собственность. В результате возникают вопросы, кто именно и за чей счет должен поддерживать их внешний вид, убирать прилегающую территорию…

Обязанности собственника

Компенсации из бюджета. К положительным моментам можно отнести то, что федеральным законом предусмотрена возможность лица владеющего объектом культурного наследия на праве аренды на льготную арендную плату в случае выполнения за счет собственных средств мероприятий по сохранению объекта. Собственник объекта культурного наследия, также выполнивший своими силами работы по сохранению объекта имеет право на компенсацию произведенных им затрат, однако указанные должны быть выполнены в полном соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов.

Размеры штрафов

Учитывая вышеизложенное, очевиден вывод, что существуют законные способы обязать собственников зданий строений и сооружений, а тем более памятников архитектуры, выполнять действия по содержанию, сохранению данных объектов, а также содержанию и уборке закрепленной территории. Но для этого требуются активные действия со стороны надзорных органов.

Ссылка на основную публикацию