Как рассчитывается количество спец рабочих мест для инвалидов—

Содержание

Как обычно отвечаю на всеми интересные и волнующие вопросы и сейчас поговорим о Как рассчитывается количество спец рабочих мест для инвалидов и методах решения данной ситуации. Почему я могу с уверенность отвечать на самые разные вопросы, потому что имею большой опыт в юридическом поле, более 11 лет. Если потребуется проработать более серьезные вопросы, то могу спросить у своих коллег. Некоторые сферы могут требовать немедленного ответа, по этой причине есть онлайн чат, в котором можно быстро получить нужный ответ. И как всегда лучшим решением будет для Вас узнать в комментариях у постоянных подписчиков, которые, возможно, уже раньше сталкивались и решили данный вопрос и поделятся с Вами его решением.

Предупреждаем, что данные могут быть неактуальными в момент прочтения, потому как все быстро изменяется, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех интересующих вопросов.

Квотирование рабочих мест — государственное нормативное требование о резервировании предприятиями и организациями вакансий для людей с инвалидностью. Оно устанавливается в виде минимального и максимального требования к их количеству в штате и применяется для социальной защиты людей с ОВЗ.

Что такое квотирование рабочих мест

Инвалидам сложно найти работу. Для защиты интересов этой категории занятых государство обязывает работодателей для части вакансий предусматривать специальные условия, чтобы на них могли претендовать работники с ОВЗ. Порядок квотирования, предельные величины регулирует закон о квотировании рабочих мест и другие НПА — ФЗ-1032-1 о занятости и ФЗ-181 о социальной защите:

Какие работодатели этим обязаны заниматься

  • объединения инвалидов, зарегистрированные как общественные;
  • организации, созданные общественными объединениями инвалидов;
  • хозяйственные общества и товарищества, уставный капитал которых сформирован из вкладов общественных объединений инвалидов.

Без этих документов работодателю бывает сложно определить принадлежность соискателя ко льготной категории, поэтому трудоустраивать его на квотируемую должность он не обязан. Если инвалидность подтверждена и инвалид принят в штат, порядок его оформления на работу ничем не отличается от общих случаев.

Как рассчитывается количество мест?

Требования относительно установления квоты распространяются на все предприятия с соответствующей численностью сотрудников, вне зависимости от их формы собственности. Работодатель в обязательном порядке должен предусмотреть у себя в компании необходимое количество мест, предназначенных именно для льготных работников.

Квотируемые места для других категорий населения

  • предприятия с численностью менее 35 работников вообще не должны предоставлять квоту;
  • компании, в которых трудится от 35 до 100 человек, могут предложить квоту в размере максимум 3% от общей численности (то есть от одного до трех человек);
  • для предприятий с количеством работников более 100 квота определяется работодателем, но в пределах 2-4%.
  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Полномочия регионов

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Выделенные в пределах квоты вакансии для инвалидов и специальные рабочие места – это два разных понятия. Специальное рабочее место – это не просто вакансия для инвалида, а место, требующее дополнительных мер по организации труда (адаптацию оборудования, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов).

  • есть ли для вашей профессиональной сферы документы, устанавливающие правила организации рабочих мест инвалидов (например, для сферы строительства есть Свод правил СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов», одобренные постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 69).
  • по какому заболеванию работнику оформлена инвалидность.

Выбрать книгу по трудовым отношениям

Приказ Минтруда России № 685н от 19.11.2013 утвердил Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. В соответствии с этими требованиями работодатели должны так оборудовать рабочее место, чтобы инвалид мог беспрепятственно к нему добраться и комфортно выполнять свои обязанности.

  1. Резервирование рабочих мест для инвалидов в соответствие с профессиями, наиболее подходящими для выполнения лицами с ограниченными возможностями. Перечень профессий утвержден в приложении к Постановлению Минтруда №150 от 08.09.1993 года.
  2. Установление квоты по трудоустройству инвалидов. Работодатель обязан трудоустроить лиц с ограниченными возможностями в соответствие с установленной квотой.
  3. Обеспечение работодателями условий труда в соответствие с медицинскими показаниями инвалида, а также программой реабилитации.
Рекомендуем прочесть:  Сколько Будут Платить По Уходу За Ребенком Инвалидом В 2020 Году Родителям

Квота для приема на работу инвалидов

где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде;
КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце;
КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца);
КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).

Пример расчета квоты для приема на работу инвалидов

Работодатели, не создавшие рабочие места для инвалидов и не выполнившие квоту по их трудоустройству, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 5.000 руб. до 10.000 руб. Данные меры взыскания применяются в соответствие со ст. 5.42 КоАП.

5.8 Основные пути передвижения инвалидов с нарушениями зрения по территории рекомендуется оборудовать направляющими поручнями в соответствии с ГОСТ Р 51261, а при их протяженности, превышающей 100 м, — площадкой для кратковременного отдыха. На направляющих поручнях при входах в здания и на пересечениях путей движения рекомендуется устанавливать элементы тактильной информации.

Поручни, стойки и другие опорные устройства в соответствии с ГОСТ Р 51261 рекомендуется делать круглого сечения диаметром не менее 40 мм и не более 60 мм.

Расстояние между стеной и поручнями в свету должно быть не менее 0,045 м в здании, а снаружи и при негладкой поверхности стены — не менее 0,06 м.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4 Общие положения

7.2 Противопоказанными условиями труда для трудоустройства инвалидов являются условия, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Характеристика противопоказанных для трудоустройства инвалидов условий труда приведена в [7, статья 13, пункт 2].

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.3 Вспомогательные помещения

6.2.10 Отделочные материалы помещений, в которых предполагается размещение рабочих мест инвалидов, следует выбирать, учитывая специфические требования по шумопоглощению и цветовому решению в зависимости от нозологии инвалидности.

При организации рабочих мест инвалидов в помещениях, где уровень шума или вибрации превышает допустимый уровень, следует проводить мероприятия по защите рабочих мест инвалидов от шума и вибрации.

Мероприятия по защите от шума и вибрации особенно важны для инвалидов вследствие гипертонической болезни, заболеваний органов слуха, нервно-психических заболеваний и инвалидов с недостатками зрения (для последних шум затрудняет ориентировку в пространстве).

Для снижения уровня шума и вибрации следует устраивать звукопоглощающие облицовки потолков и стен в зоне работающего в помещении шумного оборудования. Возможно устройство отдельных звукопоглотителей, звукоизолирующих кожухов, акустических экранов или перегородок, не доходящих до потолка.

В настоящее время не все компании спешат принимать на работу инвалидов. Причин для этого достаточно много: это и необходимость предоставления дополнительных льгот, и отсутствие вакансий для инвалидов. Квотирование и прокурорские проверки не всегда помогают решить вопрос.

Обязательное выделение
рабочих мест для инвалидов

За непредставление либо несвоевременное (не в полном объеме, искаженное) представление необходимых сведений в органы службы занятости предусмотрена ответственность в виде штрафа. Размер штрафа для должностного лица составляет от 300 до 500 руб. На юридическое лицо налагается штраф в размере от 3000 до 5000 руб.

Регионам РФ установят показатели по трудоустройству инвалидов

Вторым этапом будет определение количества инвалидов, для которых должна быть установлена квота. Например, в компании работает 150 человек, соответственно, квота составит 3 человека. Соответственно, необходимо создать 3 подобных рабочих места.

для инвалидов III группы стандартная рабочая неделя составляет обычные 40 часов, но если по состоянию здоровья ему устанавливается сокращенная рабочая неделя, например, 35 часов или меньше, то оплата его труда производится пропорционально объему отработанного им времени.

В случае проверок действия инспектора по охране труда при наличии в штате учреждения среди работников инвалида с третьей группы инвалидности, не говоря уж о второй или первой, сводятся к проверке документов. Информацию о предоставляемых сотруднику льготах, продолжительности рабочей смены, продолжительности отпусков и прочее целесообразно отразить в трудовом договоре, чтобы избежать лишних вопросов. Если набор льгот меняется, например, в связи с пересмотром присвоенной группы инвалидности, то это необходимо указать в дополнительном соглашении.

Проведение специальной оценки условий труда на местах работников с инвалидностью

Если же ИПР позволяет трудиться, условия труда не являются вредными, а работодатель готов дооборудовать рабочее место или предложить другое подходящее по здоровью, с работником заключается дополнительное соглашение, в котором фиксируются все новые условия.

В мае 2019 года Минтруд России обнародовал законопроект, который даст работодателям возможность не соблюдать квоты на трудоустройство инвалидов. Главная идея документа – предоставление работодателям права внести компенсационную выплату в специально организованный фонд содействия трудоустройству инвалидов вместо их реального трудоустройства.

Одновременно Минтруд России собирается ужесточить административную ответственность за неисполнение обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой. Штрафовать станут и за необоснованный отказ инвалиду в трудоустройстве.

Рекомендуем прочесть:  Документы необходимые для взыскания алиментов

Надомник-инвалид в счет квоты

При этом региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством. Так, для работодателей с численностью работников свыше 100 человек квота для приема на работу инвалидов может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

10. Показатель подпрограммы 3 «Количество посещений физическими лицами федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, в целях получения реабилитационных мероприятий» рассчитывается исходя из установленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, подведомственным Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках государственных заданий объемов оказываемых услуг по реабилитации или абилитации инвалидов.

11. Показатель подпрограммы 3 «Количество освидетельствований физических лиц при проведении медико-социальной экспертизы в федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» рассчитывается исходя из установленного в рамках государственного задания федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» (далее — ФГБУ ФБ МСЭ) объема оказываемой государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы в ФГБУ ФБ МСЭ.

Методика расчета показателей подпрограммы 2 «Совершенствование
системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы

6. Показатель подпрограммы 3 «Отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) системы медико-социальной экспертизы к средней заработной плате в регионе» рассчитывается ежегодно в соответствии с отчетными данными, представляемыми учреждениями медико-социальной экспертизы путем сравнения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) данных учреждений и прогнозной средней заработной платы в субъектах Российской Федерации на соответствующий период, по формуле:

Закон №181-ФЗ требует от крупных компаний со штатом больше ста человек иметь квоту 2-4% от общей численности сотрудников. Средние компании, от 35 до 100 человек, обязаны обеспечить до 3% мест от размера. При наличии вакансий организации обязаны сообщать о них ежемесячно, порядок и точные показатели квот определяются региональными властями.

Особенности создания рабочих мест

Инвалидность не является приговором для человека, который ее получил — государство рассчитывает вернуть человека к нормальной жизни при помощи реабилитационных мероприятий. Если до 2013 года у инвалида существовали ограничения в виде «нерабочей» группы, то на сегодняшний день работать могут все (если это не противоречит реабилитационному листу).

Количество рабочих мест для инвалидов

Прямых запретов на работу инвалидов в какой-то сфере деятельности не существует. Если человек подходит по требованиям, но компания отказывает ему без объяснения причин — это прямая дискриминация. Организации, выставляющие вакансии для инвалидов с заведомо нереальными требованиями или отказывающие всем подряд, получают административные взыскания и штрафы.

Реальность в нашей стране такова, что бремя квотирования в основном несут на себе крупные организации. Средний, чаще малый бизнес освобожден от него. Так как считается, что установление квот сильно увеличит финансовую нагрузку на них и может даже привести к банкротству.

Каждая организация, для которой определена квота, должна отчитываться в центр занятости о созданных местах, выделенных должностях. Периодичность предоставления отчета раз в месяц, в некоторых регионах раз в квартал.

Учет мест

До 2013 года работодателям вменялось лишь создание трудовых мест в соответствии с квотой. С изменением законодательства их обязанности увеличились. Теперь организация должна принимать у себя локально-нормативные акты, в которых содержаться сведения о рабочих местах.

Обратите внимание! Организации, использующие труд инвалидов, уставный капитал которых сформирован из иных источников, не вправе применять налоговую льготу, предусмотренную абз. 2 и 3 пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ (Письмо Минфина России от 14.01.2010 N 03-07-14/01).

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Об этом говорится в статье 21 Закона от 24 ноября 1995 г.
№ 181- ФЗ. Например, в Москве деятельность работодателей по квотированию координирует Департамент труда и занятости населения г.
Москвы, а размер квоты составляет 2 процента (ч. 1 ст.
3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90, п.

Можно ли переити с обычнои пенсии на пенсию по вредности

В организации несколько сотрудников попадают на увольнение по сокращению. По закону им обязаны предложить все имеющиеся свободные места равноценные или ниже их квалификации. Только вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет. Но его организация не может предложить увольняемым, если только тот не является инвалидом.

Организация обязана принимать на работу инвалидов в пределах квоты. Для этого штатным расписанием должны быть предусмотрены вакантные должности. Суды не приходят к единому мнению о том, в какой момент работодатель считается исполнившим условие о квоте:

Существующие противоречия при выполнении квоты на прием инвалидов

Заместитель Министра труда и социальной защиты Г. Лекарев на заседании Совета по делам инвалидов при Совете Федерации сообщил, что по итогам 2018 года доля занятых граждан трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в России достигла 29% (1 млн 12 тыс. человек). Минтруд принимает все доступные меры для роста показателя.

Как планируется усовершенствовать механизм квотирования в 2020 году

Идея проекта сводится к введению дополнительного способа выполнения квоты работодателями. Если трудоустройство инвалида невозможно по обоснованным причинам, организация должна заплатить компенсацию, и ее обязательства по квотированию будут исполнены.

Ссылка на основную публикацию