Государство и права средневековой японии

Средневековое государство и право Японии

4. Право. А) Повсеместное распространение норм обычного права. Оно ещё не выделилось из религиозных и этических норм. Становление писанного права проходит под влиянием права Китая. Первые записи пр. норм носят характер наставлений, моральных заветов правителей своим чиновникам.

Глава 14

Высшая государственная власть в Японии, как и в Китае, принадлежала Большому Государственному совету, разрабатывавшему общие направления государственной политики. Возглавлял Государственный совет канцлер или «старший министр», а непосредственные функции управления там осуществляли два высших министра: левый (старший) и правый (младший), которые, в свою очередь, опирались на «старших» и «младших» советников.

История государства и права Японии в Средние века

В 1338 г. к власти пришел второй сёгунат — из дома Муромати (1305—1358), при котором происходит фактический распад страны на 250 княжеств, возглавляемых своими даймё (владетельные князья) с самыми широкими полномочиями в пределах своих владений. Это привело к бесконечным феодальным войнам. В этот период произошли первые контакты с португальскими и голландскими купцами и монахами-иезуитами (1542), которые познакомили японцев с христианством и огнестрельным оружием.

Право средневековой Японии

Высшая государственная власть в Японии, как и в Китае, принадлежала Большому Государственному совету, разрабатывавшему общие направления государственной политики. Возглавлял Государственный совет канцлер или «старший министр», а непосредственные функции управления там осуществляли два высших министра: левый (старший) и правый (младший), которые, в свою очередь, опирались на «старших» и «младших» советников.

ГОСУДАРСТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ

Получая титул даймё давал присягу на верность сёгуну, которая определяла ряд обязательств: содержание регулярной армии, представление войск для несения караульной службы, поддержание мира на контролируемых им территориях, предоставление денежных средств, материалов и рабочих для проведения работ по указанию сёгуна.

Портал Юристъ — Ваш успех в учебе и работе

Древнейшая религия японцев синто («путь духов») отводила правителю роль первосвященника, божественного потомка солнца, принявшего человеческий облик. Синтетическая же религия японцев «ребу синто» (двуединое синто), сложившаяся в VI—VII вв. на основе смешения синто и буддизма, признавала в императоре не только духовного главу, верховного жреца (в этом качестве как полубожественная персона он был объектом выражения покорности и послушания), но и светского монарха, прежде всего руководителя войска, непререкаемый авторитет которого для чиновников был основан на кодексах и законах. Отсюда берет начало тщательно разработанная в праве Японии структура всех государственных учреждений: центральных и местных, духовных и светских. Закон из 17 статей, говоря о «божественности суверена», содержал многозначительную оговорку о советниках как «необходимом условии правильного решения важных дел». А Сётоку-тайси, отвергая идею единоличного правления, утверждал, что «дела не должны решаться лично государем». Советник любого ранга с древнейших времен становится в Японии главной фигурой в императорском государственном аппарате. Да и на деле божественный «тенно», обладавший по закону высшей законодательной, исполнительной и военной властью, уже в VIII в. более царствовал, чем управлял при могущественном клане Фудзивара, символом всесилия которого стало, например, строительство в 794 году еще одной столицы в Киото. В это время императорская резиденция была в Наро. Впоследствии существование двух столиц в Японии стало традиционным, наряду с традиционным двоевластием и даже троевластием, когда в дела государственного управления включались и буддийские иерархи.

Рекомендуем прочесть:  Как рассчитывается трудовая пенсияя по старости в 2019году

Глава 28

Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков. Без предварительного разрешения бакуфу даймё не имели права строить замки, жениться. Для надзора за крестьянами и прежде всего сбора с них налогов во все владения Токугавы на основе закона 1644 года стали назначаться дайканы, которым подчинялись старосты деревень.

Библиотека Гумер — Право и Юриспруденция

Большая семья или группа малых семей составляла "двор" — хозяйственную и тягловую единицу. Глава двора признавался властями, он был обязан к определенному сроку составлять налоговые списки, нес ответственность за все семейные платежи, отработки, распоряжался семейным имуществом, поддерживал культ предков.

Статья: Судебно-правовая система средневековой Японии

Первые записки правовых норм, как это имело место, например, в конституции Сётоку-тайси 604 года, носили характер наставлений, моральных заветов правителей своим чиновникам: «почтительно воспринимать указы», «обязательно соблюдать их», «справедливо оценивать заслуги и провинности[2] » и т.д.

Государство и право Японии в средние века

Несмотря на обожествление императора, власть его не была неограниченной. Он делил ее с главами крупных феодальных домов. Все важные должности в государстве занимали члены императорского дома или других крупных феодальных домов, главы которых часто оттесняли императора на второй план и фактически управляли страной.

Государство и права средневековой японии

Хотя заселение японских островов началось несколько тысячелетий назад, государственность стала складываться лишь к VI—VII вв. н. э. Во главе японского общества в то время стоял вождь-правитель, опирающийся на родовую знать, которая занимала важнейшие административные посты.

Средневековое государство Японии

Внутри родов выделяется родовая аристократия, развиваются имущественное и социальное неравенство, различные формы эксплуатации привилегированной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменников, захваченных в ходе войн. Рабские формы эксплуатации, способствовавшие укреплению социально-экономических и политических позиций родовой знати, не получили, однако, широкого распространения. Географические условия Японии, ее островное положение, гористость местности сковывали их развитие. Здесь нельзя было при примитивных орудиях труда создать крупные латифундии (поскольку поливное рисоводство требовало интенсивного труда крестьянина на небольшом участке земли), а также добыть за счет военных походов достаточное количество рабов.

Рекомендуем прочесть:  Кому выдают проездные льготные череповец

Государство и право средневековой Японии

В VII в. н. э. произошли крупные перемены в общественной жизни. Родовой строй пришел в упадок, его место занял феодализм. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное государство в форме монархии. Основателем династии считается крупный родоплеменной союз Ямато. Глава государства имел титул императора (дословно — "сын неба"— Тэнно). Император Камму перенес в 784 г. столицу из Нара в соседний Киото. Становление раннефеодальной монархии явилось результатом крупных реформ, получивших название "Манифест Тайко" 646 г.

Государственное развитие средневековой Японии

В ходе социально-правовых реформ была упрочена и частично преобразована прежняя сословная структура общества. Она получила название си-но-ко-се. Высшее сословие было представлено самурайством (си), среднее — крестьянством (но), ремесленниками (ко) и торговцами (се). Дворянство также не представляло единой категории. Высший слой составила придворная аристократия (кугэ), связанная только с императорской семьей и лишенная реальных богатств и влияния. Главную и значимую часть дворянства образовывали военные дома (букэ), среди которых выделялись владетельные князья — дайме, и рядовое дворянство. Перераспределялись земли, также учитывая внутренние категории дайме: родственников сегуна, его прямых вассалов (приверженцев), опальных и враждебных. Только из первых двух категорий формировались государственные органы, заполнялись вакансии наместников в провинции. Для удержания дайме в повиновении была введена практика заложничества (1635), когда князья предоставляли сегуну своих родственников в обеспечение верности. Вместе с тем князья остались единственными, кроме государства, земельными собственниками; в остальном поместья-сеэн были ликвидированы. Самурайское сословие получало условные земельные владения, разные по статусу для тех, кто относился к личным вассалам сегуна, вассалам других князей. Особенно многочисленную прослойку составили деклассированные самураи — ронины, практически единственными правами которых оставались ношение оружия и свобода незамедлительно расправиться с обидчиком, не прибегая к суду.

Государство и права средневековой японии

Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (букэ-хо). Действовавший внутри касты ʼʼкодекс рыцарстваʼʼ был основан на идее абсолютной преданности вассала сюзерену: вассал не имел никаких гарантий против произвола своего сюзерена. В 1232 ᴦ. был составлен Сборник обычаев военной касты, содержавший нормы уголовного права и ʼʼкодекс честиʼʼ самураев.

Ссылка на основную публикацию