Лог файл перечня

Журналирование является основным источником информации о работе системы и ее ошибках. В этом кратком руководстве рассмотрим основные аспекты журналирования операционной системы, структуру каталогов, программы для чтения и обзора логов.

Основные лог файлы

Что в данном случае означает понимание форматов файлов? Фокус в том, что lnav больше чем утилита для просмотра текстовых файлов. Программа умеет кое что еще. Можно открывать несколько файлов сразу и переключаться между ними.

И другие журналы

  • /var/log/mysql/ — Лог базы данных MySQL.
  • /var/log/httpd/ или /var/log/apache2/ — Лог веб сервера Apache, журнал доступа находится в access_log , а ошибки — в error_log .
  • /var/log/lighthttpd/ — Лог веб сервера lighttpd.

Лог-файлы (logs или логи) — это текстовый файл, в котором ведется запись абсолютно всех событий, которые происходили на сервере (на котором расположен Ваш сайт). Запись событий ведется так — каждому событию соответствует определенная строчка, с указанием времени события и прочих сведений. Обычно все логи сортируются по датам — одним суткам соответствует один файл.

Что это такое лог-файлы?

Облачный хостинг — распределение нагрузки на несколько серверов, если сервер с вашим сайтом перегружен или не работает. Это гарантия того что пользователи в любом случае смогут видеть ваш сайт. Но это дорогая, более сложная опция, которую предоставляют далеко не все провайдеры.

Как их посмотреть?

Для того, чтобы собирать лог-файлы автоматически существуют программы-анализаторы, которые устанавливаются на сервер, сохраняют информацию, и потом в удобном виде показывают пользователю. Из бесплатных программ популярными являются Webalizer и AWStats. Также хороший функционал несет NetPromoter, но эта программа платная.

Визиты поисковых роботов. Как известно, прежде чем попасть в выдачу поисковой системы, сайт должен быть проиндексирован и добавлен в базу поисковой системы. Это работой занимаются поисковые роботы — ищут новые страницы, отсутствующие в индексе, и обновляют информацию об уже известных. В данном отчете вы можете видеть информацию о посещениях поисковыми роботами вашего сайта.

Обычно счётчик состоит из двух частей: код, который размещается на страницах сайтов-участников для сбора данных и движок, который подсчитывает полученную информацию и предоставляет её в виде статистического отчёта

Веб-аналитика:
выбор инструментов статистики

Число посетителей — людей, запросивших какую-либо информацию с сайта. К информационным файлам относятся все html страницы (с различными расширениями htm, html, asp и т.д.), а также файлы с данными (exe, zip и т.д.). Картинки и элементы оформления к таким ресурсам не относятся.

  • Analog. Один из самых популярных анализаторов, что во многом объясняется высокой скоростью обработки данных и экономным расходованием системных ресурсов. Хорошо справляется с объемными записями, совместим с любыми ОС.
  • Weblog Expert. Программа доступна в трех вариациях: Lite (бесплатная версия), Professional и Standard (платные релизы). Версии отличаются функциональными возможностями, но каждая позволяет анализировать лог-файлы и создает отчеты в PDF и HTML.
  • SpyLOG Flexolyzer. Простой аналитический инструмент, позволяющий получать отчеты с высокой степенью детализации. Интегрируется c системой статистики SpyLOG, позволяет решать задачи любой сложности.

Расположение определяется хостинг-провайдером или настройками установленного софта. На виртуальном хостинге доступ к лог-файлам предоставляется из панели управления хостингом. Если администратор не открыл его для владельца сайта, получить информацию не получится. Но большинство провайдеров разрешают свободно пользоваться журналами и проводить анализ логов сервера. Независимо от разновидности сервера лог-файлы хранятся в текстовом документе. По умолчанию он называется access.log, но настройки позволяют переименовать файл. Это актуально для Nginx, Apache, прокси-разновидностей squid, других типов. Для просмотра их надо скачать и открыть в текстовом редакторе. В качестве альтернативы можно использовать Grep и схожие утилиты. Они позволяют открыть и отфильтровать логи прямо на сервере.

Где посмотреть логи

  • доступа (access_log) — записывают IP-адрес, время запроса, другую информацию о пользователях;
  • ошибок (error_log) — показывают файлы, в которых выявлены ошибки и классифицируют сбои;
  • FTP-авторизаций — отображают данные о попытках входа по FTP-соединению;
  • загрузки системы — с его помощью выполняется отладка при появлении проблем, в файл записываются основные системные события, включая сбои;
  • основной — содержит информацию о действиях с файерволом, DNS-сервером, ядром системы, FTP-сервисом;
  • планировщика задач — в нем выполняется протоколирование задач, отображаются ошибки при запуске cron;
  • баз данных — хранит подробности о запросах, сбоях, ошибки в логах сервера отображаются наравне с другой важной информацией;
  • хостинговой панели — включает статистику использования ресурсов сервера, время и количество входов в панель, обновление лицензии;
  • веб-сервера — содержит информацию о возникавших ошибках, обращениях;
  • почтового сервера — в нем ведутся записи о входящих и исходящих сообщениях, отклонениях писем.
Рекомендуем прочесть:  Госпошлина при наследовании автомобиля

Подсистема systemd. Большинство дистрибутивов Linux для управления службами имеют в своём составе systemd. Подсистема инициализации и управления ловит выходные данные служб и записывает их в журнал. Для работы с логами systemd используется система журналирования journalctl (шпаргалка по работе с journalctl):

Как анализировать журналы

Как правило, вы найдете журналы пингвиньего сервера в каталоге /var/log и подкаталогах. Это место, где syslog -демонам даны полные права на запись. Также это то место, которое у большинства приложений (например, Apache) указано по умолчанию, как место хранения логов.

Журнал /var/log/syslog или /var/log/messages

Audit logs. Особый случай сообщений ядра, предназначенных для аудита событий, таких как доступ к файлам. Обычно для прослушивания таких журналов безопасности, существует специальная служба, например, auditd, записывающая свои сообщения в /var/log/audit/audit.log .

Сегодня мы расскажем о том, почему без мониторинга файлов журнала(логов) не обойтись и как это сделать. Как можно увидеть содержимое файла журнала в режиме реального времени в Linux? Есть много утилит, которые могут помочь пользователю выводить содержимое файла в режиме реального времени. Одной из наиболее известных и широко используемых утилит для таких целей в Linux является команда tail.

1. Команда tail — мониторинг файла журнала (логов) в режиме реального времени

Как сказано, команда tail является наиболее распространенным решением для отображения файла журнала (логов) в режиме реального времени. Однако команда для отображения файла имеет две версии, как показано в приведенных ниже примерах.

2. Команда multitail — просмотр нескольких файлов журнала (логов)в режиме реального времени

Как и в случае с утилитой tail, команда less при нажатии Shift + F открывает файл с конца. В качестве альтернативы вы также можете использовать less флагом + F, чтобы войти в режим просмотра файлов в реальном времени.

Платформа, позволяющая собирать, обрабатывать и анализировать машинные данные, в том числе логи сайтов. В области анализа предоставляются широчайшие возможности по обработке целевых данных. На базе Splunk можно развернуть индивидуальный модуль по анализу логов, удобной для вас визуализацией и т.д. Не смотря на сложность решения, у платформы имеется большое сообщество, которое предлагает массу бесплатных решений.

  • Количество просканированных URL-адресов тем или иным краулером поисковых систем (когда и как часто боты их посещают).
  • Коды ответов сервера в определенные даты.
  • Базовая информация касательно сайта (количество URL-адресов, сколько уникальных посещений происходит в среднем в сутки и многое другое).

Logstash

Логи сервера (журнал посещений) – текстовый файл с расширением .log (или без расширения), в котором хранится системная информация о результатах обращений к серверу, как со стороны пользователей, так и со стороны различных краулеров. Сам файл располагается в отдельной папке logs или в корне сайта, попасть туда можно либо по протоколу FTP, либо через веб-интерфейс хостинг-провайдера.

В общем случае системой Syslog (и другими специализированными программами) производится перехват отслеживаемого события и регистрация его в файле регистрации. Само регистрируемое событие представляет собой строку текста, содержащую данные о дате/времени, типе, степени важности события. Также в этот набор могут быть, в зависимости от ситуации, включены и другие данные. Сама строка регистрируемого события для выделения указанных компонентов разбивается символами-разделителями: пробелы, табуляции, а также знаками пунктуации.

Как устроена система регистрации событий?

Опытные системные администраторы знают, что просматривать и анализировать журналы (файлы) регистраций необходимо регулярно и с особой тщательностью. Информация, содержащаяся в журналах очень часто помогает быстро решить возникающие неполадки или выявить скрытые проблемы в конфигурации системы. Для отслеживания событий системой, проверки журналов, учёта, хранения, архивирования и удаления информации из этих журналов должен быть разработан и утверждён специальный регламент для организации, эксплуатирующей и/или обслуживающей системы, серверы и сети.

Рекомендуем прочесть:  Бланк заявления о принятии наследства

log файлы и их расположение в Linux

Как уже отмечалось, в системах UNIX и Linux нет чётких соглашений о том, где и как должны храниться журналы регистрации. Они могут быть разбросаны хоть по всей файловой системе, поэтому для каждого администратора важно сразу разобраться, где и для каких пакетов и демонов находятся соответствующие файлы журналов. Но несмотря на отсутствие чётких формальных регламентов относительно мест хранения журналов, всё же существует традиционно сложившееся правило, что эти файлы должны находиться в каталогах /var/log, /var/log/syslog, а также в /var/adm.

  • 200 – OK
  • 206 – Partial Content (частичное содержимое)
  • 301 – Moved Permanently (перемещено навсегда)
  • 302 – Found (найдено)
  • 304 – Not Modified (не изменилось)
  • 401 – Unauthorised (password required) (не авторизованы — требуется пароль)
  • 403 – Forb > Ошибка 404 говорит об отсутствующем ресурсе. Посмотрите на запрашиваемые URI, которые получили эту ошибку.
  • COMBINED — комбинированный формат журнала,
  • VCOMBINED — комбинированный формат журнала с виртуальным хостом,
  • COMMON — обычный формат журнала,
  • VCOMMON — обычный формат журнала с виртуальным хостом,
  • W3C — расширенный формат журнала W3C,
  • SQU > Если у вас особый формат, не подходящий ни под один из указанных выше, то вы можете настроить обработку любого формата в конфигурационном файле, для этого смотрите раздел «Как настроить goaccess.conf».

Этичный хакинг и тестирование на проникновение, информационная безопасность

ARTLAS — это анализатор логов Apache в реальном времени. Основываясь на важнейших 10 уязвимостях по классификации OWASP, эта программа выявляет попытки эксплуатации ваших веб-приложений и уведомляет вас или вашу команду по реагированию на инциденты по Telegram, Zabbix и Syslog/SIEM.

  • вход в панель управления / попытка входа в панель управления
  • вход на сайт / попытка входа на сайт
  • операции с материалами модулей с панели управления и непосредственно на сайте — добавление, редактирование, удаление
  • редактирование страниц сайта
  • экспорт товаров интернет-магазина
  • история взаимодействия с платежными системами в интернет-магазине
  • импорт товаров из файлов YML

Контент и настройки

В дополнение к описанному выше, если вы с панели управления или другой администратор добавляет новых пользователей, вы это можете наблюдать в логах в разделе «Контент и настройки». Вот пример лога при добавлении пользователя:

Импорт YML

В этом логе содержится информация об импорте товаров из файлов YML. Лог в первую очередь помогает оценить корректность работы импорта. Если результат отличается от ожидаемого, в логе можно найти причину, по которой это произошло.

Всё, что мы смогли бы узнать в случае возникновения ошибки, — это лишь факт наличия таковой, не более. Это полезная информация, но мы пойдём дальше. В данной ситуации помог Nginx и его настройки по умолчанию. Но что же нужно сделать, чтобы решить проблему раз и навсегда? Необходимо настроить логирование на сервере, так как он является общей точкой для всех клиентов и имеет доступ к базе данных.

С сервером разобрались, что же делать, если у нас сбои даёт клиент и запросы просто не приходят? В такой ситуации нам помогут логи на стороне клиента. Все обработчики должны отправлять информацию на сервер с пометкой, что ошибка с клиента, а также общие сведения: версия и тип браузера, тип устройства и версия операционной системы. Данная информация позволит понять, какой участок кода дал сбой и в каком окружении пользователь взаимодействовал с информацией.

техлид в Dunice

Собранная информация даст не только понимание, где произошла ошибка, но и возможную причину её возникновения. Обычно для решения ошибки информации из лога достаточно, но в некоторых случаях может быть полезен контекст запроса. Для этого необходимо при старте запроса не только генерировать ID запроса, но и сгенерировать контекст, в который мы будем записывать всю информацию по работе сервера, начиная от результата вызова функции и заканчивая результатом запроса к базе данных. Такая реализация даст не только входные данные, но и промежуточные результаты работы сервера, что позволит понять причину появления ошибки.

Ссылка на основную публикацию