Экспликация это в психологии

Документы БТИ: экспликация

В архитектуре экспликация — это своего рода справочный материал об организации пространства, который должен присутствовать в проектной документации. Другими словами, это не что иное, как пояснение к условным обозначениям на чертеже, расшифровка списка помещений и их назначения, описание технических характеристик.

В основном экспликация — это таблица, которая размещается на чертеже. Либо ее оформляют отдельным документом, который имеет юридическую силу. В архитектурном проекте экспликация включается в пояснительную записку. Этот документ имеет очень большое значение, в особенности при самовольной переделке планировки помещения и дальнейшем узаконивании. Или для проведения коммерческих сделок с данным объектом, таких как купля, продажа, обмен, дарение и так далее. В таком случае необходима экспликация БТИ.

Экспликация это в психологии

лат. explicatio — разъяснение) — уточнение понятий и утверждений естественного или искусственного языка с целью устранения выявленных в них неясностей и неточностей или (и) сообразно новому объекту исследования. Э. может пониматься как замена одних (неточных, неясных) понятий другими (формально более четким) или только как уточнение исходных понятий через уточнение их места в какой-либо понятийной системе. Тогда она может быть описана через взаимосоотнесение explicanda (уточняемое, выявляемое, разъясняемое) и экспликата (уточняющее, выявляющее, разъясняющее). Акцент на способах и процедурах продуцирования концептов и конструктов знания позволяет рассматривать как технологии Э. концептуализацию (теоретическая Э.) и операционализацию (эмпирическая Э.), в рамках которых речь идет (в том числе) о концептуальных и операциональных определениях. Однако, в целом речь идет об Э. структур построения знания. В социологии говорят также об Э. (обнаружении, выявлении) латентных переменных; в аналогичном значении можно говорить о эксплицитных и имплицитных формах мысли (подтекстах и контекстах предъявляемых текстов). В этих случаях задачи Э. сводятся к выработке и знанию правил трансформации «скрытого» в «явное». Несколько иной аспект задает задача Э. в рефлексии и (или) методологическом анализе имплицитных оснований («аксиом», допущений и т.д.) «очевидного» знания.

ЭКСПЛИКАЦИЯ (от лат. explicatio — разъяснение) — уточнение понятий естественного и научного языков с помощью средств символической логики. Содержание понятий естественного, а порой и научного языка обычно не вполне ясно и определенно. Как правило, это не мешает людям общаться и рассуждать: контекст показывает, что они имеют в виду, когда говорят: «молодой человек» или «высокое дерево». Однако в некоторых сложных и тонких случаях неясность и неточность понятий способна приводить к ошибочным или даже парадоксальным заключениям. Напр., теория множеств опирается на интуитивное понимание множества как совокупности любых объектов, объединяемых нашей мыслью. В большинстве случаев такого интуитивного понимания достаточно. Но когда мы имеем дело с парадоксальными множествами (типа множества всех множеств, не содержащих себя в качестве собственного элемента), неясность интуитивного понятия становится очевидной и требует устранения. В таких случаях прибегают к Э. Замена неясных, неточных понятий точными не только оберегает от ошибок в рассуждениях, но и служит средством более глубокого проникновения в содержание эксплицируемых понятий, позволяет отделить существенное от второстепенного, лучше понять собственные утверждения. Напр., в повседневной речи и в науке часто используются понятия «теория», «аксиома», «доказательство», «объяснение» и т.п. Но только благодаря Э. этих понятий становится понятно, что в теорию должна включаться фиксированная логика, что факты или практика «доказать» в строгом смысле ничего не могут, что объяснение содержит в себе ссылку на закон и т.п. Следует, однако, иметь в виду, что вводимое в процессе Э. более точное понятие обладает, как правило, гораздо более бедным содержанием, чем уточняемое интуитивное понятие; поэтому стремление полностью заменить интуитивное понятие его формальным экспликатом может стать препятствием для развития познания. Э. содействует более глубокому пониманию и стимулирует новые исследования. Но более глубокое понимание или изменение содержания понятия в результате исследований может потребовать новой Э. АЛ. Никифоров

Экспликация это в психологии

Эмотивность — (лат. – возбуждать) – немотивированные, мало осознаваемые, но сильные и быстрые эмоциональные реакции на кровь, боль животных, страдания людей. Эмотивность проявляется в повышенных переживаниях, мягкосердечном отношении ко всему, что напоминает… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Рекомендуем прочесть:  Уполномоченные по правам

ЭМОТИВНОСТЬ — En.: Emotivity Различие между пациентом резистентным и пациентом эмотивным чисто теоретическое. Тем не менее, имея дело с трудными пациентами, иногда следует делать выбор между двумя тактиками. В действительности пациент резистентен постольку,… … Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

Социальная психология воспитания (краткая экспликация и субъективные заметки) Текст научной статьи по специальности — Психология

Знакомство с большим массивом в основном весьма содержательных исследований в сфере возрастной психологии позволяет прийти к выводу о том, что в них условия онтогенеза либо вообще остаются за рамками исследований, либо затрагивают те из них, которые можно обозначить как микроусловия (как правило, семейные, школьные, дошкольные). Вне поля зрения возрастной психологии остается основной массив условий психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза как микроуровня (кроме названных выше), так и условия мезоуровня и макроуровня (о них речь пойдет ниже). Таким образом, вне исследовательского внимания остается влияние на возрастное развитие личности целого

Вышесказанное объясняет то, что педагогическая психология, как правило, ограничивается изучением социально-психологической специфики преподавания и возникающих в его процессе взаимодействий между педагогами и учащимися, а также внутри учебного коллектива в процессе учебной деятельности в образовательной среде.

Экспликация это в психологии

Восемьдесят страниц, написанных профессиональным сценаристом — это примерно 2600 метров пленки кинодействия, что, как правило, составляет односерийный фильм и может содержать от четырёх до пяти тысяч слов диалога. Сто двадцать страниц приблизительно составляют 4000 метров пленки (соответствует двухсерийному фильму).

Повествуя свою историю режиссёр создает новую реальность, реальность фильма, в которой зритель должен не только увидеть, а почувствовать жизнь на экране, тогда эта жизнь убедит его в своей реальности. Для создания этой новой реальности используются различные выразительные средства, создаваемые ещё на уровне сценария.

Рекомендуем прочесть:  Декретный отпуск калькулятор 2020

Характеристики мифологического мышления

В цикле мифов, этиологически связанных с медом, Леви-Строс рассматривает группу мифов племени чако о девушке, побуждаемой голодом к поискам жениха [10]. Выбор осуществляется между Дятлом и Лисом. Дятел робкий жених, а Лис грубый соблазнитель. Дятел, по мифу, хозяин меда (что согласуется с наблюдением туземцев, что дятлы нередко разрушают пчелиные гнезда и поедают пчел). Лис, по мифу, питается упавшими на землю дикими фруктами. Таким образом, эти женихи соотнесены и в социологическом коде, т.е. по типу поведения, и в кулинарном, по типу их диеты.

Леви-Строс не первый и, конечно, не единственный из этнологов, кто, обращаясь к фактам бесписьменной культуры, экстрагирует содержащиеся в них семиотические схемы, с тем чтобы охарактеризовать черты мышления носителей культуры. Элементы семиотического подхода имеются уже в работах Л.Леви-Брюля (смешавшего в своем анализе категории менталитета и мышления и начинившего последнюю мистическим аффектом «сопричастия») и широко представлены в трудах историка религии М.Элиаде. В отличие от религиоведческого анализа, способного обнаружить семиотические схемы в их статике («мировое дерево», «мировой столб» и др. М.Элиаде), леви-стросовский анализ мифов позволяет реконструировать, пусть на статусе гипотезы, динамику семиотических связей, т.е. семиотическую прагматику, процессуальные черты мифологического мышления.

Понятие текста в отечественной и зарубежной психологии

Многие исследователи (И.Р. Гальперин, О.И. Москальская, Е.И. Шендельс и др.) считают, что текст — это моделируемая единица языка, микросистема, функционирующая в обществе в качестве основной языковой единицы, обладающей смысловой коммуникативной законченностью в общении.

3. Харрис публикует в 1952 г. статью «Discourse analysis)), посвященную методу дистрибуции по отношению к сверхфразовым единствам. Эти два авторитетных учёных закладывают традицию тождественного обозначения разных объектов исследования: Э. Бенвенист понимает под дискурсом экспликацию позиции говорящего в высказывании, в трактовке 3. Харриса объектом анализа становится последовательность высказываний, отрезок текста, больший, чем предложение.

Ссылка на основную публикацию