Инвентаризация нефинансовых активов в казенных учреждениях—

Содержание

Как обычно отвечаю на всеми интересные и волнующие вопросы и сейчас поговорим о Инвентаризация нефинансовых активов в казенных учреждениях и методах решения данной ситуации. Почему я могу с уверенность отвечать на самые разные вопросы, потому что имею большой опыт в юридическом поле, более 11 лет. Если потребуется проработать более серьезные вопросы, то могу спросить у своих коллег. Некоторые сферы могут требовать немедленного ответа, по этой причине есть онлайн чат, в котором можно быстро получить нужный ответ. И как всегда лучшим решением будет для Вас узнать в комментариях у постоянных подписчиков, которые, возможно, уже раньше сталкивались и решили данный вопрос и поделятся с Вами его решением.

Предупреждаем, что данные могут быть неактуальными в момент прочтения, потому как все быстро изменяется, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех интересующих вопросов.

  1. Инструкции № 157н ;
  2. Инструкции № 174н (если проверка проводится в отношении бюджетного учреждения);
  3. Инструкции № 162н (если проверка проводится в отношении казенного учреждения);
  4. Инструкции № 183н (если проверка проводится в отношении автономного учреждения);
  5. Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ (поскольку период проверки, проводимой в 2014 году, может охватывать 2013, 2012 и 2011 год, а данный закон вступил в силу только 1 января 2013 года, то при проведении проверки правильности ведения финансово-хозяйственной деятельности учреждения в 2011 – 2012 годах проверяющие руководствуются нормами Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»(далее – Закон о бухгалтерском учете № 129-ФЗ);
  6. иных документов.

Как показывают результаты проверки, нарушения, совершаемые работниками учреждения при ведении бухгалтерского учета, касаются несоблюдения общеизвестных норм законодательства РФ. Зачастую в текучке ежедневных дел, в ходе которых решаются сложные вопросы, бухгалтер упускает из виду мелочи, которые потом не остаются незамеченными при проверке. Осветим некоторые нарушения, которые достаточно часто допускаются бухгалтерами государственных (муниципальных) учреждений.

Инвентаризация имущества

Нарушение. Проверка показала, что учреждение нарушило требования п. 46 Инструкции № 157н – на некоторых объектах основных средств отсутствовали инвентарные номера, хотя проставление их было технически возможным. Согласно нормам этого пункта каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер (далее – инвентарный номер) независимо от того, находится ли объект в эксплуатации, запасе или на консервации.

Учет имущества, полученного в пользование

Если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), то есть включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, то на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно-сочлененных предметов).

для объектов незавершенного строительства – «завершение строительства (реконструкции, технического перевооружения)», «консервация объекта незавершенного строительства», «приватизация (продажа) объекта незавершенного строительства», «передача объекта незавершенного строительства другим субъектам хозяйственной деятельности»

Инвентаризация нематериальных активов.

В ходе инвентаризации материальных запасов комиссия в присутствии материально ответственных лиц должна пересчитать, перевесить или перемерить имеющиеся в помещении материальные ценности. При этом не допускается внесение в описи сведений об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Инвентаризация арендованного имущества.

Информация о возможных способах вовлечения объектов инвентаризации в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности – о способах выбытия объекта. Например:

Регистр 0504087 необходим для фиксации результатов проведенной в бюджетном учреждении инвентаризации нефинансовых активов. В конце статьи вы увидите, как выглядит заполненная инвентаризационная опись ф 0504087, пример заполнения для бюджетного учреждения можно скачать бесплатно.

Начиная с января 2018 г., все учреждения государственного сектора обязаны заполнять обновленный бланк 0504087. Более того, изменениям подвергся не только формальный вид инвентаризационной описи, но и правила его заполнения.

Нормативно-правовая база

После введения сведений в заголовок исполнителю необходимо заполнить расписку, в которой отмечается, что к началу проведения инвентаризационных процедур в бухгалтерию предоставлена вся необходимая документация, подтверждающая приход и расход нематериальных активов. Важно помнить, что перед началом процедуры в учреждении не должно быть активов, не принятых к учету или не списанных в расход.

Отражение в учете учреждения операций, связанных с предоставлением (получением) прав пользования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству Российской Федерации.

С 1 января 2021 года неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности (права пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности), признаваемые в составе нефинансовых активов в соответствии с положениями СГС «Нематериальные активы» отражаются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами»:

права пользования на результаты научных исследований (научно-исследовательских разработок) — на счете 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;

права пользования на результаты опытно-конструкторских и технологических работ — на счете 0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;

права пользования на программное обеспечение и базы данных — счет 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»,

права пользования иными нематериальными активами — счет 0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».

В целях отражения прав пользования нематериальными активами (неисключительных прав на РИД) применяются следующие подстатьи КОСГУ:

для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования — подстатьи 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ; 452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ;

для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования — подстатьи 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» КОСГУ; 453 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» КОСГУ.

Министерство финансов Российской Федерации в целях методологического сопровождения применения федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. N 181н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2019 г., регистрационный номер 56822) (далее — Стандарт «Нематериальные активы»), направляет для руководства Методические рекомендации по применению Стандарта «Нематериальные активы».

Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы»

Срок полезного использования нематериальных активов в целях принятия объекта к бухгалтерскому учету и начисления амортизации определяется комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения исходя из:

срока действия прав учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации;

ожидаемого срока использования актива, в течение которого учреждение предполагает использовать актив в деятельности, направленной на достижение целей создания учреждения, либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, получать экономические выгоды;

типичного жизненного цикла для актива и публичной информации об оценках сроков полезной службы аналогичных активов, которые используются аналогичным образом;

технологических, технических и других типов устаревания.

Срок полезной службы считается неопределенным, если анализ всех значимых факторов указывает на отсутствие предвидимого предела у периода, в течение которого от данного актива ожидается поступление экономических выгод (полезного потенциала).

Пример приобретения прав пользования по лицензионному договору. Автономным учреждением по лицензионному соглашению приобретено право пользования программным продуктом — информационно-правовой системой сроком на 3 года (36 мес.) с ежемесячным обновлением — наполнением информационного ресурса правовыми документами (предоставлены закрытый ключ и сертификат). Стоимость по договору составила 140428 руб. Обязательство по приобретению лицензионного права за счет средств от приносящей доход деятельности. Оплата по лицензионному соглашению произведена единым платежом с лицевого счета учреждения. Обесценения прав пользования нематериальным активом не выявлено.

Решение о том, что объекты не соответствуют понятию «Актив», может приниматься инвентаризационной комиссией*(4). Инвентаризационная комиссия при этом составляет Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835), который служит основанием для выбытия основного средства с баланса. На основании принятых комиссией решений бухгалтерией составляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833), в которой отражаются бухгалтерские записи по выбытию основных средств с баланса с одновременным отражением информации об указанных объектах имущества на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Объекты, которые должны быть проинвентаризированы

Анализ наличия признаков обесценения осуществляется инвентаризационной комиссией (комиссией по поступлению и выбытию активов). В случае выявления таких признаков проводится процедура тестирования объектов, по которым выявлены признаки обесценения, в соответствии с положениями Федерального стандарта «Обесценение активов». При этом в случае, если комиссией по инвентаризации не выявлены признаки обесценения нефинансовых активов, в документе по инвентаризации, формируемом согласно положениям учетной политики, производится запись «признаков обесценения объектов нефинансовых активов не выявлено»*(7).

Соответствие объекта понятию «Актив»

Наряду со сказанным необходимо отметить: специалисты финансового ведомства России в письменных разъяснениях*(8) указывают на то, что решение о признании убытка от обесценения актива, являющегося государственным (муниципальным) имуществом, принимается в порядке, аналогичном для принятия решения о списании такого имущества, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. И в их устных разъяснениях также звучала фраза о том, что провести обесценение можно только в случае, когда такой нормативный правовой акт принят на уровне конкретного публично-правового образования. То есть норма об обесценении есть, а для того, чтобы ее можно было применить, необходимо разработать соответствующий механизм.

При невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бухгалтерского учета с отражением в соответствующих регистрах бухучета без нанесения на объект основного средства.

Нарушение. Учреждение в нарушение п. 38 Инструкции № 157н на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы» учитывало баннеры. Баннеры приняты к учету как материальные запасы, а должны быть приняты к учету как основные средства. Пунктом 38 установлено, что материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств. Поскольку срок полезного использования баннера превышает 12 месяцев, его нужно учитывать как объект основных средств. Путем совершения исправительных записей в соответствии с п. 18 Инструкции № 157н учреждению следует перевести баннеры из объектов материальных запасов в состав основных средств. Бухгалтерские записи, отражающие принятие к учету баннеров как материальных запасов, сторнируются и делаются дополнительные записи по принятию их к учету как объектов основных средств.

Учет имущества, полученного в пользование

Нарушение. В ходе проведения контрольных мероприятий было выявлено, что учреждением согласно договору ответственного хранения, заключенному с ООО, приняты на хранение материальные ценности в количестве 17 штук (оборудование для пользования Интернетом). В нарушение п. 335 Инструкции № 157н вышеуказанное имущество не отнесено на забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Согласно нормам п. 335 на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» ведется учет следующих материальных ценностей:

Да, работу инвентаризационной комиссии можно упростить, для чего бухгалтер распечатывает из автоматизированной программы перечень ревизуемого имущества. Кроме того, это удобно, поскольку члены комиссии могут не знать всех наименований, а предоставленный список поможет наилучшим образом обработать полученные результаты. Таким образом можно избежать пересортицы, особенно часто возникающей при наличии большого перечня наименований материальных ценностей.

Рекомендуем прочесть:  Унп № 41 2020 как продлить срок представления документов. Алгоритм действий—

Вопрос №5. Кто из материально-ответственных лиц должен подписывать инвентаризационную ведомость, если происходит их смена – тот, с кого снимаются обязанности, или тот, на которого они возлагаются?

Оформление результатов инвентаризации

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

В соответствии с требованиями Методических указаний для проведения инвентаризации создается постоянно действующая и рабочие инвентаризационные комиссии. Их состав, функции и полномочия утверждаются руководителем учреждения.

1. Первичный учет и порядок отражения на счетах бюджетного учета начисления заработной платы

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, в том числе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Содержание:

По окончании инвентаризации издается приказ руководителя учреждения, в котором указывается порядок отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации, т.е. принятие к учету излишков, отражение недостач, списание дебиторской и кредиторской задолженности с баланса и т.д.

При осуществлении проверки использования нефинансовых активов перед контролером ставится задача проверить основные вопросы, относящиеся к объекту проверки.
Полнота внесения сведений в реестры государственной или муниципальной собственности. Исходя из положений Гражданского кодекса государственные (муниципальные) учреждения не могут быть собственниками какого-либо имущества. Все их имущество является государственной или муниципальной собственностью и закрепляется за ними на праве оперативного управления.
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права государственной или муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр государственной или муниципальной собственности. С учетом вышеизложенного все имущество государственных (муниципальных) учреждений подлежит учету в соответствующем реестре.
Порядок внесения сведений в такой реестр устанавливается собственником. Например, порядок внесения сведений в реестр федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (далее – Положение N 447). А органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424.

В ходе проверки нужно обратить внимание на полноту и своевременность внесения сведений в соответствующие реестры. Так, исходя из требований норм Положения N 447 федеральные учреждения обязаны предоставлять сведения в Росимущество (его территориальные органы) в следующих случаях и следующие сроки:
1. Приобретение имущества по договору или на иных основаниях (поступление имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения). В силу п. 19 Положения N 447 для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в хозяйственное ведение или оперативное управление учреждения, оно обязано в 14-дневный срок со дня приобретения имущества направить в систему учета:
— карты сведений об объекте учета по формам реестра федерального имущества согласно приложению 1 к Положению N 447;
— документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.
Кроме того, стоит отметить, что в случае выявления учреждением имущества, не учтенного в реестре (например, выявленного в результате проведения инвентаризации), сведения о таком имуществе необходимо направить в Росимущество (его территориальные органы) в 14-дневный срок со дня выявления такого имущества.
2. Изменение сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем. При изменении сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на него, учреждение обязано в 14-дневный срок со дня получения документов, подтверждающих изменения сведений, или окончания срока представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (при изменении балансовой, восстановительной или остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя) направить в территориальный орган Росимущества:
— запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, по форме согласно приложению 2 к Положению N 447 в карте сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, то правообладатель направляет запись об изменениях сведений в отношении каждой из них;
— документы, подтверждающие новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице.
3. Прекращение права собственности Российской Федерации на имущество. В случае если право собственности РФ на имущество прекращено, учреждение, за которым оно было закреплено, для исключения из реестра сведений об имуществе обязано в 14-дневный срок со дня получения сведений о прекращении права направить в территориальный орган Росимущества:
— запись о прекращении права собственности РФ на имущество по форме согласно приложению 3 к Положению N 447 для исключения сведений из карты сведений об объекте учета. Если прекращение права собственности РФ на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то учреждение, которому оно принадлежало на вещном праве, направляет запись в отношении каждой из них;
— документ, подтверждающий прекращение права собственности РФ на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права, если им является недвижимое имущество.
Своевременность регистрации прав (правоустанавливающих документов) на объекты недвижимости. В силу п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у учреждения на основании акта собственника о закреплении имущества, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию согласно требованиям гл. 14 ГК РФ. Отметим, что право оперативного управления на здания, сооружения и другие объекты недвижимости возникает с момента государственной регистрации за учреждением соответствующего права. Государственная регистрация служит единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Государственную регистрацию права оперативного управления создаваемых, созданных и реконструированных объектов недвижимого имущества можно осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты. Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей о данном праве в единый государственный реестр.
В ходе проверки следует проверить наличие выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на все объекты недвижимости проверяемого учреждения.
Соблюдение порядка распоряжения имуществом. Как мы уже отметили, все имущество государственных (муниципальных) учреждений является государственной или муниципальной собственностью и закрепляется за ними на праве оперативного управления. Учреждения вправе распоряжаться таким имуществом в порядке, установленном ст. 296, 298 ГК РФ. Так, в силу ч. 2 ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, это учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не может распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, это учреждение может распоряжаться самостоятельно (ч. 3 ст. 298 ГК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 298 казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом без согласия собственника имущества.
С учетом вышеизложенного без согласования с учредителем может осуществлять:
— автономное учреждение – самостоятельное распоряжение недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, а также иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения;
— бюджетное учреждение – самостоятельное распоряжение особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, и иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения.
У казенного учреждения аналогичное право отсутствует.
В ходе проверки следует обратить внимание на соблюдение государственными (муниципальными) учреждениями процедуры согласования распоряжения закрепленного имущества. Напомним, что такой порядок должен быть установлен собственником имущества. Например, порядок согласования распоряжения федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, определен Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537.
Согласование распоряжения недвижимым имуществом отнесено к компетенции учредителя бюджетного учреждения. Вместе с тем следует учитывать, что решение о предоставлении объектов недвижимости в аренду должно приниматься учредителем учреждения по согласованию с Росимуществом путем направления ему проекта решения. Указанное правило не применяется при принятии решений в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных им федеральных бюджетных учреждений, за которыми в оперативном управлении закреплено имущество, расположенное в границах морских портов).
Кроме того, в ходе контрольного мероприятия нужно обратить внимание на соблюдение проверяемым учреждением иных ограничений, связанных с использованием закрепленного за ним имущества и денежных средств. К этим ограничениям, в частности, относится требование обязательного согласования возможности совершения крупных сделок, а также совершения сделок с заинтересованностью.
В силу ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Под крупной сделкой понимаются сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей названного имущества в пользование или залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Порядок предварительного согласования совершения бюджетными учреждениями крупных сделок определяется его учредителем.
Что касается автономных учреждений, для них крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей данного имущества в пользование или в залог, при условии, что цена этой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (ст. 14 Закона об автономных учреждениях). В силу пп. 9 п. 1 ст. 11 Закона об автономных учреждениях крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения.
Напомним, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Исходя из ст. 154 ГК РФ сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех сторон или более (многосторонняя сделка).
Для расчета контрольного показателя при определении минимальной цены крупной сделки используются показатели баланса (ф. 0503730). Показатель балансовой стоимости активов учреждения на конец отчетного периода отражается по строке 410 в графе 10 баланса (ф. 0503730) и включает в себя как показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), так и показатели финансовых активов (расчеты по доходам, по выданным авансам, с подотчетными лицами, по ущербу и иным доходам, прочие расчеты, в том числе с учредителем).
При этом в балансовую стоимость активов, используемую при определении размера крупной сделки, не входят:
— балансовая стоимость основных средств (показатель строки 010), нематериальных активов (показатель строки 020), материальных запасов, отнесенных к категории «особо ценное движимое имущество» (строка 081);
— сумма амортизации, начисленной на объекты основных средств (строка 020) (включая объекты особо ценного имущества), нематериальных активов (строка 060);
— расчеты с учредителем (строка 336);
— остаточная стоимость особо ценного имущества, в отношении которого учреждение не обладает самостоятельным правом распоряжения (строка 338).
Помимо ограничений на совершение крупных сделок, законы о некоммерческих организациях и об автономных учреждениях содержат ограничение на совершение сделок с заинтересованностью.
Согласно п. 1 ст. 27 Закона о некоммерческих организациях лицами, заинтересованными в совершении государственным (муниципальным) учреждением тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) учреждения и лицо, входящее в состав органов управления или органов надзора за его деятельностью (далее – заинтересованные лица), если указанные лица состоят с названными организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с поименованными гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами данных граждан.
При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для учреждения, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом учреждения.
Заинтересованность в совершении учреждением тех или иных действий, в том числе сделок, влечет конфликт интересов заинтересованных лиц и учреждения.
Так, согласно ст. 16 Закона об автономных учреждениях заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами признаются члены наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель автономного учреждения и его заместители. Лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные подпадают под критерии, установленные в п. 3 ст. 16 Закона об автономных учреждениях.
В случае если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть государственное (муниципальное) учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и учреждения в отношении существующей или предполагаемой сделки:
— оно обязано сообщить о своей заинтересованности соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя до момента принятия решения о заключении сделки;
— сделка должна быть одобрена соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Порядок согласования таких сделок устанавливается учредителем бюджетного учреждения.
Совершение автономным учреждением сделок с заинтересованностью может осуществляться исключительно с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения.
Соблюдение порядка списания имущества. Государственные (муниципальные) учреждения вправе распоряжаться имуществом в пределах делегированного им права оперативного управления. Порядок согласования распоряжения имуществом (в том числе списания) устанавливается его собственником. Например, особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, федеральными органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, установлены в положении о списании имущества, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834. В силу данного нормативного акта решение о списании федерального имущества принимается, если:
— оно непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
— оно выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
При списании особо ценного и недвижимого имущества (а для казенных учреждений – любого имущества) у учреждения должно иметься согласие собственника на списание.
Целевое и эффективное использование имущества. В ходе проверки данного вопроса необходимо проанализировать использование закрепленного за учреждением имущества и земельных участков, находящихся в аренде или пользовании учреждения. В ходе проверки требуется установить соответствие фактической площади земельного участка и занимаемых площадей данным реестра федерального имущества, закрепленного за проверяемым учреждением и используемого для обеспечения уставной деятельности, наличие несанкционированных построек на земельном участке, других случаев несанкционированного использования земельных участков и служебных помещений.
С указанной целью нужно обследовать недвижимое имущество проверяемого учреждения (целесообразно обследовать все недвижимое имущество) с целью выявления случаев его использования сторонними юридическими и физическими лицами без заключения договоров аренды и взимания арендной платы.
Обследование помещений производится специально создаваемой комиссией с участием работников проверяемого учреждения и ревизоров. В ходе такого обследования осуществляются контрольные обмеры соответствия фактически занимаемой арендатором площади площади, указанной в договоре аренды.
Выявляется наличие фактов сдачи в аренду помещений и имущества, находящихся в государственной собственности, без заключения в установленном порядке договоров аренды и при отсутствии основания для размещения сторонних организаций на арендуемых площадях.
Также в ходе обследования обращается внимание на наличие фактов передачи совместно с арендуемыми помещениями различного оборудования и инвентаря без взимания платы.
При анализе имущества, закрепленного за учреждением, следует отметить наличие случаев длительного неиспользования приобретенного имущества.
Проверка данного вопроса должна включать в себя контроль над обеспечением учреждением сохранности имущества и соблюдения порядка проведения инвентаризации. Напомним, порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств устанавливаются в рамках сформированной с опорой на положения законодательства РФ учетной политики учреждения (п. 6, 20 Инструкции N 157н). Общие правила инвентаризации предусмотрены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. При проверке обозначенного вопроса следует обратить внимание:
— на периодичность, своевременность, полноту и правильность проведения инвентаризации имущества, оформление результатов инвентаризации и отражение их в учете, принятие решений по результатам инвентаризации;
— на наличие приказов руководителя учреждения на проведение инвентаризации, участие в составе инвентаризационной комиссии соответствующих работников, в том числе работников бухгалтерии, установление приказом объема, порядка и сроков проведения инвентаризации;
— на полноту отражения за отчетный период всех операций и результатов инвентаризации имущества.
При наличии в проверяемом периоде фактов недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей необходимо проанализировать обоснованность их отражения в учете, меры, принятые к их возмещению.
Кроме того, проверяются наличие письменных договоров с материально ответственными лицами о полной материальной ответственности и соблюдение требований о ведении данными лицами инвентарных списков нефинансовых активов. Напомним, что пределы материальной ответственности работника установлены ст. 241 ТК РФ размерами его среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено названным кодексом или иными федеральными законами.
В статье 243 ТК РФ перечислены случаи, когда на работника может быть возложена полная материальная ответственность: в частности, в соответствии с п. 2 ч. 1 указанной статьи таким случаем является недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.
Согласно ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Работодатель может заключать индивидуальные договоры о полной материальной ответственности только с работниками определенных категорий. Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85.
В обязательном порядке следует провести выборочную инвентаризацию имущества проверяемого учреждения. Инвентаризация должна быть проведена комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения (организации), с участием представителя ревизионной группы.
Соблюдение установленного порядка сдачи в аренду закрепленных за учреждением объектов недвижимого и движимого имущества. В ходе проверки данного вопроса необходимо удостовериться в наличии согласованного решения о предоставлении имущества в аренду учредителя и органа по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Как мы уже отметили, согласование распоряжения недвижимым имуществом отнесено к компетенции учредителя. Нужно учитывать, что решение о предоставлении объектов недвижимости в аренду должен принимать учредитель учреждения по согласованию с органом власти, выполняющим полномочия собственника имущества (для федеральных учреждений – Росимуществом), путем направления ему проекта решения.
Кроме того, при проверке необходимо установить наличие правовых оснований предоставления имущества в аренду, поскольку государственные (муниципальные) учреждения имеют право предоставлять имущество в аренду только в том случае, если это закреплено в их учредительных документах.
Далее требуется проанализировать заключенные договоры аренды. На основании ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или только во временное пользование. В силу ст. 609 ГК РФ договор аренды составляется в письменной форме. Исходя из ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора в требуемой форме. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. К существенным условиям договора аренды можно отнести следующие:

Рекомендуем прочесть:  Дам под расписку деньги

Проверка использования нефинансовых активов в государственных (муниципальных) учреждениях

В общем случае заключение договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества возможно только по результатам конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Арендная плата по договорам аренды определяется по результатам состоявшихся торгов. Необходимо отметить, что ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено обязательное проведение оценки в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, при определении стоимости этих объектов в целях передачи в аренду. Под оценочной понимается профессиональная деятельность субъектов такой деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, предусмотренном законодательством РФ, или в судебном порядке не определено иное (ст. 12 названного закона). Таким образом, стартовый размер арендной платы должен устанавливаться на основании отчета об оценке рыночной арендной платы, подготовленного в соответствии с Федеральным законом N 135-Ф3. Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором аренды федерального имущества, но не чаще одного раза в год. Следовательно, и оценку имущества, закрепленного за учреждением и сдаваемого в аренду, целесообразно проводить один раз в год.
Согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если он устанавливается по результатам проведения торгов. Исходя из этого в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торгов на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

По окончании инвентаризации издается приказ руководителя учреждения, в котором указывается порядок отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации, т.е. принятие к учету излишков, отражение недостач, списание дебиторской и кредиторской задолженности с баланса и т.д.

  • издание приказа руководителя учреждения о проведении инвентаризации, в котором указываются сроки, причины инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии, меры ответственности комиссии за нарушение порядка проведения инвентаризации;
  • получение отчетов, приходных и расходных документов, связанных с движением материальных ценностей, поступивших для учета в период до начала проведения инвентаризации, а также документы от материально-ответственных лиц, с целью выведения остатков имущества по данным учета;
  • документальное определение остатков имущества по учетным данным; проверка комиссией весов и мерной тары; комиссионное проведение опломбировки помещений, в которых находятся материальные запасы.

1. Первичный учет и порядок отражения на счетах бюджетного учета начисления заработной платы

Казенное учреждение приобрело 2 шкафа по цене 6726 руб. за 1 шкаф, в т.ч. НДС 18%. Расходы по доставке составили 850 руб. Шкафы сразу переданы в эксплуатацию. Определить первоначальную стоимость шкафа и отразить операции по вводу их в эксплуатацию. Казенное учреждение приобрело за счет бюджетных средств принтер стоимостью 7 500 руб. и 10 стульев по 1600 руб. каждый. Стулья и принтер введены в эксплуатацию. Отразить факты хозяйственной жизни бухгалтерскими записями.

Ссылка на основную публикацию