Лицо с овз

К категории инвалидов относятся малыши, которые не достигли совершеннолетия, имеющие стойкое нарушение какой-либо функции организма. В ст. 54 Семейного кодекса РФ указано, что у инвалида существуют дефекты, патологии или последствия травм, которые ведут к ограничению жизнедеятельности и утрате осознания своего места в обществе:

Понятие «дети-инвалиды»

Чтобы обучить детей с ограниченными возможностями, необходимы особые подходы. Они нуждаются в большем внимании. Современные методики им не помогут. Для работы с лицом в дошкольном учреждении применяется индивидуализация, учитываются особенности каждого малыша. Дошкольники нуждаются в мотивации, их нужно заинтересовать, чтобы они тянулись к знаниям и хотели развить творческие способности и навыки.

Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ

  1. Методика проектов. Он направлен на повышение интереса к процессу и формированию позитивной мотивации к образованию.
  2. Индивидуальная программа обучения малыша. Методики разрабатывают на основании всех особенностей малыша – физических, интеллектуальных. Медико-педагогическая комиссия очень важна для определения личностной направленности в обучающей сфере.
  3. Психолого-педагогическая диагностика состояния лица с ОВЗ. Результаты проведения пригодятся в процессе взаимодействия с психологом.
  4. Дошкольное образование. В ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» указывается, что каждый гражданин страны имеет право на доступное получение знаний. Там же введено понятие «инклюзивного образования». Оно характеризуется обеспечением одинакового доступа к обучению для всех детей и подростков с учетом разнообразия особых потребностей в образовании и их личностных особенностей и возможностей.
  5. Интегрированная обучающая деятельность для малышей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей много особенностей, которые отличают их от здоровых. У них заниженная самооценка, обостренно восприятие, они часто держатся поодаль от общественных групп и скоплений людей. Поэтому учителя и педагоги не только обучают детей различным предметам, но и занимаются их воспитанием.
  6. Сопровождение учителей при осуществлении инклюзивного обучения. Это означает, что процесс получения знаний детей проходит в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Сейчас явно прослеживается тенденция к ликвидации неравенства общеобразовательных и коррекционных школ. Большое внимание уделяется инклюзивному обучению. Это создаёт ситуацию, когда состав учащихся характеризуется значительной неоднородностью по физическому, умственному, психическому развитию. Из-за этого существенно затрудняется адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных расстройств. А в образовании детей с ОВЗ очень важно качество. Если начать развитие ребёнка вовремя и правильно, применять новейшее оборудование, использовать современные коррекционные программы, — можно смягчить очень многие отклонения.

ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.

Расшифровка ОВЗ

  1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

Познавательные и психологические процессы развиваются с учётом периода потери слуха (то есть чем более ранняя проблема, тем сложнее идёт процесс). Причём низкое слуховое восприятие сильно искажает информацию и не является достаточной опорой для полноценной адаптации.

I категория: неслышащие и глухие дети без речи

В данную группу входят дети с проблемным произношением, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и немотой. В частности, алалия отличается аномалией в процессе развития речи из-за поражений на органическом уровне соответствующих центров мозга. На фоне нормального слуха диагностируют аграмматизмы, низкий словарный запас, трудности при письме и чтении.

III и IV категории: нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Обозначением ОВЗ принято объединять лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют проблемы в психическом и (или) физическом состоянии. Медицина и педагогика подходят к данным нарушениям с учётом своих задач, апеллируя собственными расшифровками.

  • Дефекты слуха – это дети глухие или слабослышащие. Данный вид ОВЗ имеет сенсорный характер, ребенок не может познавать мир и воспринимать информацию посредством слушания. Отсутствие общения с другими людьми в детстве приводит к невозможности воспроизведения речи. Эти дети, как правило, являются глухонемыми.
  • Нарушение зрения – в этой группе дети слепые или слабовидящие. Это также дефект по сенсорному типу. Зрение не используется для ориентирования и познавательной деятельности.
  • Тяжелые дефекты речи. Не развитая разговорная функция мешает коммуникациям, ограничивает познавательные возможности. Ребенок элементарно не в состоянии задать интересующий его вопрос. Это детки немые от рождения либо с невнятной, непонятной окружающим речью.
  • Среди заболеваний ОВЗ часто встречаются нарушения опорно-двигательных функций. Причина нарушений кроется в поражении тех областей коры головного мозга, которые отвечают за возможности движения. Ребенок не в состоянии ходить, иногда даже сидеть, у него отсутствует координация движения и т.д.
  • Задержка психического развития. Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического заболевания.
  • Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутические расстройства). Ребенок не может общаться с другими людьми, у него полностью парализована коммуникативная функция, социальные навыки не прививаются.
Рекомендуем прочесть:  С Какой Суммы Платят Налоговый Вычет За Обучение Детей

Шкала ограниченных возможностей

Это современная технология включения особенных детей в образовательный процесс. Методика инклюзии должна обеспечить психологическую безопасность и защиту как детей с ОВЗ, так и здоровых ребят. Целью такого обучения является создание условий для гармоничного общения всех учеников, без учета имеющихся физических и психических недостатков.

Интеграция

В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. Необходимо понимать насколько ребенок с заболеванием ОВЗ сможет адаптироваться в традиционной среде и не будет ли подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны других детей.

На протяжении многих веков проблема аномального развития не рассматривалась с научных позиций и была неоднозначна во все времена. В силу своей биологической сущности человек никогда не был физически и психически неуязвимым и идеально приспособленным к жизни в окружающей среде. Во все времена существовала определённая часть людей, ослабленных в силу возрастных (детство, старость) и индивидуальных (врождённые пороки развития, болезни, травмы и т. п.) особенностей, которые делали их уязвимыми или даже беззащитными, зависимыми от помощи окружающих. На протяжении всего периода развития цивилизации человеческое сообщество стояло перед необходимостью определять своё отношение к людям, отличающимся нетипичными формами физического состояния или социального поведения, и в соответствии с ними поступать, взаимодействуя с такими людьми [7].

Скачать:

Таким образом, используемая на протяжении столетий терминология (идиот, имбецил, даун, калека, слабоумный, лунатик, спастик, слепой, глухой, умственно отсталый, дислалик, ринолалик, и т.п.), признается некорректной по причине ее употребления в уничижительно-оценочном смысле в отношении «нормальных» людей. Изменение отношения общества и государства к рассматриваемой категории людей, в последние десятилетия XX века оказалось столь глубоким, что даже вызвало необходимость проведения определенной языковой политики, что проявилось во введении и пропаганде новой лексики [3, с. 117].

Предварительный просмотр:

Проблема отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии находит отражение и в науке. Так, на протяжении многих лет первоначально в дефектологии, а на современном этапе развитии науки – в специальной педагогике, возникают серьезные противоречия в терминологическом аппарате. Например, в специально посвященном проблемам терминологии разделе доклада «Права человека и инвалидность» отмечено, что «… набор терминов, употребляемых в языке и юридических текстах при определении не только признаков инвалидности, но и самих инвалидов, ограничен, а в ряде случаев они носят уничижительный характер» [5, с. 9]. Так, например, в испанском языке имеется множество слов, характеризующих людей с недостатками: minusvalidos, invalidos, impedidos, lisiados, incapacitados, paraliticos, mutilados, retrasados и т.д., и хотя каждый термин несет определенную смысловую нагрузку, они иногда используются без всякого различия и нередко влекут за собой унижение достоинства человека. Таков, например, термин «инвалид», что по-испански означает «не имеющий ценности». Однако в настоящее время отмечается тенденция избегать указания на функциональные недостатки людей. Например, «слепые» называются «лицами, лишенными зрения». Во французском языке также отмечается подобная тенденция. Например, слово «aveugle» все чаще заменяется термином «non voyant» [5, с. 18]. Термин «Handicapped children» («аномальные дети»), указывающий на ненормальность, неполноценность, начал вытесняться термином «Children with Special Needs» («дети с особыми потребностями», или «дети с проблемами», или «дети с особенностями в развитии»), свидетельствующим о наличии каких-то проблем или потребностей у полноправного члена общества. В конце 70-х гг. английскими специалистами был предложен термин «дети (лица) с особыми образовательными потребностями». Сегодня этот термин употребляется практически во всех странах мира, где общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним. В научном контексте данный термин ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребенке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социо-культурными факторами [2]. В настоящее время вышеуказанный термин вытесняет из широкого употребления словосочетания «аномальный ребенок», «ребенок с нарушениями в развитии», «ребенок с отклонениями в развитии».

Классификация ОВЗ введена, чтобы организовать процесс обучения детей с учетом их особенностей. Все лица от рождения до 18-летия должны иметь равные возможности на социализацию и образование. Инклюзивное обучение должно учитывать особые потребности и индивидуальные возможности.

Рекомендуем прочесть:  В чем плюсы матери одиночки

Пару лет назад я проходила повышение квалификации по инклюзивному образованию. Об этом писала в статье «ОВЗ – какие заболевания входят».

Степень ОВЗ устанавливается медработниками. В ДОУ ребенок приходит со справкой от медкомиссии. И там, на основании диагноза и имеющихся ресурсов, решают, смогут ли принять ребенка, подходят ли для него условия.

Четыре степени нарушения здоровья

Почему мы должны знать, что таит в себе аббревиатура ОВЗ? Потому что стараемся создать инклюзивное общество. Мы должны быть терпимее, внимательнее и человечнее к тем, кто входит в наш близкий и дальний круг общения. Воспитателям нужно разобраться в категориях ОВЗ, так как они связаны с обучением детей. Методисты и другие работники детсадов должны постоянно соврешенствовать профессиональный уровень.

Не лишним будет иметь в учебном классе и оборудование, упрощающее процесс обучения для детей с нарушениями зрения или слуха. Например, для первых есть пособия по развитию чувствительности рук (для работы с системой Брайля) а для последних — специальные аудиоустройства, усиливающие прием звука или восстанавливающие функцию слуха частично (при полном отсутствии). Правда, стоит подобное оборудование недёшево.

Это приводит к весьма печальным последствиям в виде заниженной самооценки, депрессии, неуверенности и даже стремлению к самоизоляции. Последняя является серьезным недугом и в совокупности с депрессивным состоянием может завести человека куда угодно.

Первичное определение ОВЗ

Как определить, подпадает ли болезнь под категорию ограничения возможности здоровья? Есть универсальная шкала ограничения человеческих возможностей. Она принята Всемирной организацией здравоохранения в середине 80-х годов прошлого века.

Начинаются проблемы с костной тканью, осанкой, развивается деформация скелета, стоп, что, в общем, характеризуется как физическая дисгармоничность сопровождающаяся нарушением координации движений. Кроме этого, у таких пациентов отмечаются прочие сенсорные аномалии, заболевания внутренних органов, врожденные пороки сердца и эндокринные патологии.

В целом данные патологии сопровождаются дегенеративными изменениями костной и нервно-мышечной ткани, расстройством регуляторных механизмов, контрактур. Возникают дисфункции дыхания, кровообращения, пищеварения обменных процессов, в результате чего снижается работоспособность. Кроме всего вышеперечисленного, нередко присутствуют фантомные боли, доставляющие значительный дискомфорт пациентам.

Нарушение интеллекта

Под термином инвалидность подразумевается состояние человека, характеризующееся физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными отклонениями, ведущими к нарушению либо ограничению его жизнедеятельности. Нозология, в свою очередь, полностью описывает заболевание – его отличие от здоровья, причины и механизмы возникновения, особенности типичных проявлений и поражения органов, а также выздоровления и смерти.

  1. Первая группа: дефекты слуха. В результате заболевания слух у пациентов снижается частично или отсутствует полностью.
  2. Вторая группа: дефекты зрения. Пациенты могут быть слабовидящими или слепыми.
  3. Третья группа: дефекты речи. Пациент может не правильно излагать свои мысли устно или письменно.
  4. Четвертая группа: нарушение функции интеллекта. Задержка психоэмоционального развития или умственная отсталость.
  5. Пятая группа: патологии опорно-двигательного аппарата. К этой категории относятся неврологические расстройства, приводящие к ограничению возможностей функционирования конечностей. Чаще определяют церебральный паралич.
  6. Шестая группа: комплексные патологии. Здесь комбинируются различные виды групп. Например, нарушение психоэмоционального развития, глухота.

Серьезные нарушения речи

  • при ОВЗ имеется заболевание, которое снижает функциональность его жизни, но не ограничивает полностью, в дальнейшем он будет трудоспособен;
  • инвалиды не могут существовать без помощи посторонних людей, при 1 и 2 группе отсутствует способность к труду после наступления совершеннолетия.

Дети с нарушением слуха

Внешне пациенты с соматическими заболеваниями ничем не отличаются от здоровых детей. Однако эта категория записана в классификации детей с ограниченными возможностями здоровья. В некоторых случаях серьезные заболевания внутренних органов приводят к отклонению в следующих областях:

Для несовершеннолетнего с серьезным нарушением зрения предоставляется обученная собака-поводырь. Ребенок-инвалид имеет привилегии при поступлении в ВУЗ. К сожалению, при дальнейшем трудоустройстве лица с ОВЗ и инвалиды не имеют каких-либо преимуществ. Несмотря на то, что на законодательном уровне подобная дискриминация запрещена, на практике только 1 из 10 людей с ОВЗ работает.

Коррекционная работа с лицами ОВЗ и инвалидами — это совместный тяжелый труд педагогов, врачей, родителей. Для каждого вида нарушений существуют утвержденные программы обучения. Но их эффективность в первую очередь зависит от профессионализма педагога, его способности наладить контакт с детьми. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды в ДОУ требуют особого внимания. В этом возрасте они больше всего нуждаются в поддержке взрослого. От грамотных действий педагога зависит дальнейшая мотивация к обучению, самооценка, общее развитие несовершеннолетнего.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: разница понятий

Так чем ОВЗ отличается от инвалида и так ли существенно это различие? На самом деле, разница очень важна. Путаница в понятиях приводит не только к неверным цифрам в статистике, но и к тому, что программы образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ не учитывают особенности этих двух групп. В результате отсутствуют специальные условия, стандарты, которые бы позволили детям-инвалидам учиться наравне со здоровыми детьми.

Здесь речь идет о детях, которые не имеют проблем с врожденным отсутствием слуха – они либо являются тугоухими (слабо слышат), либо частично утратили способность слышать, либо не до конца научились говорить и понимать речь. У таких малышей наблюдается постепенное накопление запаса слов – они выхватывают отдельные слова и фразы и запоминают их.

I категория. Глухие дети без речи и неслышащие

У детей с деформациями ОДА наблюдаются вялость, заострение внимания на собственных дефектах и чувство бесполезности. Для поднятия уровня собственной значимости и работы над вниманием ребенка из VI категории помимо уроков привлекают к труду.

VII категория. Дети с ЗПР (задержкой психического развития)

  • склонность к конфликтам;
  • отсутствие целей;
  • скудные мыслительные процессы, отсутствие целостности суждений;
  • невозможность быстро и с точностью определить расположение и удалённость объектов;
  • неуверенность в себе и своих суждениях.
Ссылка на основную публикацию