Нужна ли в грамотах пунктуация

Некоторые учителя говорят, что если запятая «разделяет» – она одна: «Маша, Вика». А если «выделяет» – то запятых две: «Эй, мальчик, подойди-ка сюда». По идее, да. Но школьники могут путаться, потому что выделяемое слово может быть в начале или конце предложения и тогда вторая запятая «пропадет». Сравните: «Подойди-ка сюда, мальчик», «Мальчик, подойди-ка сюда».

Двоеточие. С ним такая же сложная ситуация. Самые частые функции двоеточия – отделять однородные члены от обобщающего слова и разделять простые предложения в сложном. Пример с обобщающим словом: «Мне всё надоело: крики, ругань, злоба и ненависть». Однородные члены «крики», «ругань» и пр. относятся к обобщающему слову «всё». Пример с разделением простых предложений: «Мы сидим дома: начался дождь».

Полезные материалы по теме статьи

  1. Прямую речь или отдельные цитаты: «Не закричи павлин – не унес бы его коршун» – сказал мне мудрец.
  2. Слова, которые мы хотим употребить в переносном значении: Точка «сообщает» нам о том, что предложение закончилось, восклицательный знак «восклицает» или «орет» на нас, вопросительный – «спрашивает».

А. Запятая ставится один раз, если есть союзы: благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.

Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.

Запятая ставится между причастными оборотами

В палисаднике распустились большие красные тюльпаны (большие — размер, красные — цвет). Это неоднородные члены предложения, между ними нельзя поставить союз «и», поэтому запятую не ставим.

Вводное слово «главное» указывает на важность передаваемой информации, акцентирует внимание на значимой мысли. Оно служит для связи мыслей в предложении и используется в значении «особенно важно», «что важно», «что особенно существенно». Часто употребляется с определительным местоимением «самое».

Вводное слово

Часто перед вводным словом стоит союз («и», «а», «но», «да»). Запятая между союзом и вводным словом ставится лишь в том случае, если вводное слово можно изъять из предложения без нарушения его структуры и смысла.

Член предложения

  • Пример: «Что главное, она ни разу не пожалела о своем выборе».
  • Пример: «Художественная школа научила меня основам рисования и, самое главное, помогла развить мой талант».
  • Пример: «У нас есть еда и крыша над головой, что самое главное».

Подобные ситуации возникают еще и от обостренности эстетического чувства текста. Например, есть люди, мои ученики в том числе, особенно барышни, которые ставят знаки препинания, руководствуясь исключительно критерием красоты, чтобы запятые/точки/двоеточия/тире были более или менее равномерно распределены по тексту.

Между тем тоже может выступать и как союз, и как наречие. Если это наречие (= в то же время, тем временем), то оно не требует постановки знаков препинания: «Черкес меж тем стоял на месте…» (В. Шишков, «Угрюм-река»). А вот синтаксические конструкции, присоединяемые союзом «между тем», запятыми отделяются: «Стрелять могли только немцы и только в них, между тем отсюда не видно было шоссе…» (С. Сергеев-Ценский, «Дрофы»).

Когда обособлять, а когда не надо?

— Самый простой вопрос, который приходит на сайт «Грамота.ру», такой: пожалуйста, помогите отредактировать предложение. Человек совершенно не вник в то, что в этом предложении есть, какие там элементы, конструкции. Он просто чувствует, что что-то там не так. Вопросы такого типа требуют ответов в виде отредактированных предложений, но это не очень интересно. Гораздо интереснее вопросы, которые касаются отдельных элементов предложения. Львиную долю вопросов составляют такие, где есть вводные слова, которые путают со словами, не являющимися вводными, — наречиями, частицами: между тем, однако, тем не менее. Разграничение, где вводные слова, а где нет, — это первая и самая большая трудность.

Проблемы часто возникают с сочетаниями типа «(не) более чем», «(не) менее чем». Если в предложении нет никакого сопоставления, не следует отделять «чем» от остальной части. В этом случае вся фраза составляет единый (НЕ) БОЛЕЕ / БОЛЬШЕ, ЧЕМ в составе сравнительного оборота член предложения со словами, которые следуют за ней.

3. Ненужная запятая перед союзом «чем»

Желание поставить знак препинания возникает как бы по инерции, потому что эти слова Розенталь Дитмар Эльяшевич. Справочник по русскому языку. Пунктуация очень похожи на однородные члены с повторяющимся союзом. Но на самом деле они таковыми не являются, и запятая не нужна.

6. Запятая перед «и так далее, и тому подобное»

Слова, которые часто используют в начале придаточной части предложения («чтобы», «что», «если» и другие), вызывают желание всегда ставить перед ними знак препинания. Но иногда они являются частью составных подчинительных союзов Пунктуация в конструкциях с составными подчинительными союзами , таких как «в случае если», «потому что», «прежде чем», «несмотря на то что» и других. Чаще всего в них не нужна запятая между словами — конструкция отделяется целиком.

Многие авторы недооценивают важность пробелов. И даже не догадываются, что пишут с ошибками. Иногда эти ошибки допустимы: в сниппетах или рекламных объявлениях есть ограничения по символам, борьба идёт за каждый пробел. Но в самих текстах пробелы можно и нужно ставить там, где они должна быть по ГОСТу:

Рекомендуем прочесть:  Госпошлина за новые права

Тире, у которого проблемы с длиной

  1. Знак % отбивается пробелом, потому что этот знак обозначает полноценное слово – «процент». Но если он является частью слова, то пробелом его не отделяют. Пример: «У него была 100%-ная уверенность, что в 90 % случаев он ставит знаки препинания правильно».
  2. Аналогично пробелами от числа отбиваются кг, км, м, см, мм и прочие стандартные сокращения единиц измерения. Через дефис единицы измерения указываются, когда входят в состав сложного слова. Пример: «Не так-то просто ядро в 7 кг толкнуть на 15-метровое расстояние».
  3. При обозначении количества пробелами на письме отбиваются тысячи, миллионы, миллиарды и т. д. для удобства восприятия. Исключение: если большие числа входят в обозначение диапазона, то пробелы не надо ставить. Пример: 999, но 1 999, 1 999 999, но 10999—11800.
  4. Сокращения типа т. д., т. п., т. к., т. е. и аналогичные тоже отбиваются пробелом, поскольку обозначают сокращённые слова: так далее, тому подобное, так как, то есть. НЕПРАВИЛЬНО: т.д., т.к., т.е., т.п.
  5. То же самое касается сокращений по типу кв. м. (это два слова, следовательно, нужен пробел).
  6. Сокращённые инициалы (А. С. Пушкин, И. И. Иванов, Г. Э. Задунайский) – это тоже полноценные слова. С чего бы это вдруг писать их слитно?
  7. P. S. и П. С. – отбиваются пробелом по тем же правилам.
  8. Когда пишем про погоду, не забываем ставить пробел перед °C. Это стандартное обозначение, оно не должно примыкать к предшествующей цифре ни целиком, ни частями. НЕПРАВИЛЬНО: +20° С, +20°С.
  9. Когда что-нибудь считаем, не теряем пробелы между знаками +, -, =, х, /. Пример: 4 + 4 = 8; 2 х 20 = 40.
  10. «/» – коварный знак. Если косая черта употребляется в значении вариативности и разделяет словосочетания, то отбивается пробелом с двух сторон. Если же разделяет только слова, части слов или стандартные сокращения, то не отбивается пробелами. Пример: «От ближайшего ж/д вокзала около 28 км до деревни, если ехать на автобусе/машине со скоростью до 90 км/ч, то доберёмся быстро, в дороге можно будет поиграть в города / почитать книгу / немного вздремнуть».

Проблемные пробелы

Кстати, вы замечали, что сейчас много людей в переписке без веской причины вместо точек постоянно используют многоточия? Просто так. Встречается и такая разновидность – .. То есть это не точка и не многоточие, а вообще не пойми что! Ужасно бесит! В голове всё время возникает картинка, что собеседник что-то недоговаривает, ужасно страдает, заламывает руки и вот-вот заплачет… 🙂

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них. Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово, посмотреть описание ошибки и выбрать исправленный вариант.

Грамматика

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить самые громоздкие ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а также улучшить свой письменный русский язык.

Орфография

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Запятой разделяются однородные слова, между которыми находятся союзы «а», «но», «однако», «да» в значении «но» и т.д.: Не любовные чувства, а злобу он чувствовал в этот момент.// Он высказывал мысли очень редко, но ясно и четко.//На взгляд он неплохой, да молодой еще.

✍ Запятая между главными и придаточными предложениями в русском языке

Данным знаком положено выделять сравнительный обороты, которые начинаются на «как», «нежели», «будто», «как будто», «как и», «что», «чем», «точно», «словно»: Она пела красиво, будто весенняя птица.// Ты красива, словно первая лилия.// С высоты мне был виден шумный город, что шумящий улей пчел.

✍ Запятая между однородными членами предложения

Ставится для разделения однородных членов предложения впереди повторяющихся союзов «и–и», «да–да», «то–то», «ли–ли», «или–или» и т.п: И сосны, и дубы, и молоденькие осинки были в этой чудесной роще.//В наше доме свет то пропадал, то возвращался вновь.

2. Системность пунктуации можно обнаружить и в другом ее свойстве — в двусторонней функциональной значимости: «пунктуация от пишущего» (направленность от смысла к знакам) и «пунктуация для читающего» (направленность от знаков к смыслу). Оба эти процесса — кодирование и декодирование текста — возможны при условии совпадения (полного или приближенного) для пишущего и читающего тех значений, которые несут в себе знаки препинания. Следовательно, знаки закономерно обнаруживают одинаковые качества в одинаковых позициях. Более того, системность проявляется именно в этом: разные знаки, попадая в одинаковую позицию, под влиянием этой позиции приобретают новые функции, хотя при этом сохраняют и свое основное значение. Причем смена знаков в процессе эволюции пунктуационной системы осуществляется на базе функционального сходства. Например, при вытеснении двоеточия знаком «тире» в бессоюзном сложном предложении и при обобщающих словах тире берет на себя основное значение двоеточия как знака разъяснения именно потому, что данный содержательный потенциал присущ тире, не противоречит его сущности. Только этим можно объяснить замену двоеточия на тире, а не двоеточия на запятую, к примеру, ибо назначение запятой разделять однозначное, а не указывать на различные смысловые взаимоотношения.

Войти

Расхождения между практикой печати и «Правилами», на наш взгляд, имеет и другие, менее объективные причины. Оно как бы с самого начала было запрограммировано. Дело в том, что почти весь иллюстративный материал «Правил» взят из произведений XIX — начала XX в.: из произведений А.С. Пушкина приведено 58 примеров, И.А Крылова — 18, М.Ю. Лермонтова — 28, И.С. Тургенева — 24, В.Г. Белинского — 15; кроме того, представлены А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.И. Герцен, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов, П.И. Мельников-Печерский, А.К. Толстой, С.Т. Аксаков, Ф.М. Достоевский (количество примеров от 2 до 9); имеются даже примеры из произведений В.А. Жуковского и Г.Р. Державина; из произведений Л.Н. Толстого приведено 32, А.П. Чехова — 22, М. Горького — 23, А.А. Блока и В.Я. Брюсова — по одному примеру. Примеры из произведений советских писателей представлены следующим образом: А. Толстой — 2, А. Фадеев — 2, М. Шолохов — 9; В. Маяковский, Д. Фурманов, К. Федин, А. Первенцев, Ф. Гладков, Н. Островский — по одному примеру. При таком явном крене в сторону прошлого, естественно, не могли быть учтены те новые тенденции в развитии синтаксиса и пунктуации, которые наблюдались уже в 40-50-е годы.

Рекомендуем прочесть:  Возбуждение уголовного дела по статье мошенничество

Пунктуация. Нужны ли знаки препинания? Часть 1

Разрыв между «Правилами» и практикой печати приводит к функциональному смешению некоторых знаков препинания, к разнобою в оформлении одинаковых или схожих конструкций (в данном случае мы не имеем в виду фиксацию разных смысловых оттенков, что закономерно и вполне оправданно приводит к вариантности в употреблении знаков). Поэтому пунктуационные нормы, в силу исторической изменчивости, должны своевременно закрепляться соответствующими времени правилами. Этот принцип касается только основных правил, т.е. стабильной пунктуации, регламентирующая роль которой одинакова в текстах разной жанровой и стилевой ориентации. Эти нормы имеют всеобщий характер.

  • Пример: «Тебе, главное, нужно разобраться в алгоритме решения задачи». «Тебе, что важно, нужно разобраться в алгоритме решения задачи». «Тебе нужно разобраться в алгоритме решения задачи».
  • Пример: «Проблема экологии, самое главное, напрямую касается каждого из нас». «Проблема экологии, что особенно важно, напрямую касается каждого из нас». «Проблема экологии напрямую касается каждого из нас».

Вводное слово

Прилагательное в форме среднего рода «главное» поясняет существительное. Оно обозначает признак предмета, отвечая на вопрос «какое?». В предложении оно является второстепенным членом — определением. Это самостоятельная часть речи. Постановка запятых не требуется.

Прилагательное

Вводное слово «главное» указывает на важность передаваемой информации, акцентирует внимание на значимой мысли. Оно служит для связи мыслей в предложении и используется в значении «особенно важно», «что важно», «что особенно существенно». Часто употребляется с определительным местоимением «самое».

— Если мы сравним два раздела — орфографию и пунктуацию, то увидим, что они сильно между собой различаются. В орфографии все жестко, нет никакой вариативности. Что касается пунктуации, то она допускает варианты и очень сильно зависит от контекста, смысла, интонации. Задача орфографии — чтобы облик слова соответствовал его смыслу, а задача пунктуации — передать много разных нюансов, оттенки смысла, интонации. Постановка знаков препинания во многом зависит от воли автора — то же самое тире в неожиданных местах, многоточие.

— Главный редактор «Грамоты.ру» Владимир Пахомов рассказывал о том, что часто запятые ставят в выражениях вроде «Уважаемый, Иван Иванович!». Это происходит потому, что где-то в глубине сознания человека есть такая лингвистическая сущность, как обращение, про которое он узнал в школе. Он примерно представляет, что «Иван Иванович» — обращение, и помнит, что перед ним надо ставить запятую. И тут ошибка не столько из-за некомпетентности, сколько из-за гиперкомпетентности: знаний слишком много, и они не укладываются в голове — вот такой когнитивный конфликт.

Об агрессивном тире и вытеснении двоеточия

Если мы обратим взгляд назад, в историю, то увидим, что система знаков препинания постоянно развивалась. С XV века знаки препинания только прибывают и их употребление систематизируется. Вначале знаков было совсем мало. Более того, и слова-то не разделялись между собой пробелами. Так было и в Европе, и у нас. Так что сама система знаков препинания совершенствуется и правила их употребления тоже. Но чем сложнее система, тем труднее ею пользоваться: чем длиннее инструкция, тем меньше шансов, что ее прочитают. То есть система развивается, но количество людей, владеющих правилами пунктуации, может и уменьшаться.

Не менее интересной является онлайн-сервис Конорама, которая вобрала в себя все правила нашего языка. Легко найти ответы на вопросы, связанные с правописанием слов. Допускается и срочная проверка запятых. Регистрироваться совсем необязательно. Вводим слова в поле и наслаждаемся результатом. Программа удобная, подойдёт всем, служит отличным помощником, помимо упражнений для копирайтеров.

Зарегистрироваться просто: вводим адрес почты и пароль. После авторизации заполняем необходимыми данными личный кабинет и начинаем работу. Тут делаем так: копируем текст из Word и вставляем в пустое поле, потом программа покажет, где есть ошибки.

Когда ставить запятые?

Русский язык каждый из нас изучает с первого класса и до последнего. Несмотря на столь длительный период в учебе, у некоторых все же возникают трудности с пунктуацией. Проблема случается даже не в отсутствии знаков, а в их перенасыщении. Ставятся запятые там, где не нужно, поэтому давайте разбираться. Учитесь своевременно избавляться от лишнего, это касается слов-паразитов русского языка.

Двоеточие. С ним такая же сложная ситуация. Самые частые функции двоеточия – отделять однородные члены от обобщающего слова и разделять простые предложения в сложном. Пример с обобщающим словом: «Мне всё надоело: крики, ругань, злоба и ненависть». Однородные члены «крики», «ругань» и пр. относятся к обобщающему слову «всё». Пример с разделением простых предложений: «Мы сидим дома: начался дождь».

Точка. Точки нужны, чтобы «сигналить» читателю, что предложение завершилось. Когда мы глазами видим точку, мы понимаем, что надо понизить интонацию и показать, что мысль завершена. После точки начнется другая мысль. Еще точки могут выполнять функции градации – это когда автор намеренно разбивает одно предложение на несколько, чтобы «поостанавливать» читателя, заставить его делать паузы и задумываться: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» (Из Мандельштама).

Знаки препинания в пунктуации

Восклицательный и вопросительный знаки могут ставиться вместе. Например, чтобы показать и возмущение человека, и его сомнения в чем-то. Когда в одном из мультиков про Астерикса и Обеликса викинги похитили племянника вождя и Астерикс с Обеликсом ему [вождю] сообщили об этом, он воскликнул: «ВИКИНГИ?!»

Ссылка на основную публикацию