Учитель в селе

Программа «Молодой специалист на селе» в 2020 году

Причины отказа молодежи искать себе место занятости в селе вполне очевидны: низкий уровень жизни, небольшие зарплаты, отсутствие благоустроенного жилья. В связи с этим в сельской местности разворачиваются федеральные и региональные программы, состоящие в выплате субсидий молодым кадрам, обеспечении их достойным жильем и т.д.

  • Работник должен иметь диплом в соответствующей сфере или быть студентом последнего курса (некоторые выпускники вузов ищут место занятости уже в период написания дипломной работы для детальной проработки практической части).
  • Специалисту должно быть не более 35 лет (при этом его профильное образование может оказаться не первым).
  • У молодого сотрудника должна быть справка об отсутствии собственного жилья, которую можно оформить в муниципальной администрации.

С 2015 года на федеральном уровне в селах РФ реализуется программа «Земский доктор», рассчитанная на работников системы здравоохранения. Проект же «Молодой специалист на селе» часто называют программой для сельских учителей.

Выгодно ли сейчас молодому педагогу работать в сельской школе

5 лет назад, когда я была выпускницей ВУЗа, меня приглашали работать в сельскую школу и предлагали хорошую зарплату. Сейчас думаю вернуться в образование. Вопрос: стоит ли? Будет ли предложено жилье, оплата, нагрузка. Я без семьи, вот думаю не тяжело ли будет мне, городской девушке)) Спасибо за мнение!

  1. Сельские школы, как правило, не идут ни в какое сравнение по зарплатам со школами больших городов. Даже в Хабаровске и Санкт-Петербурге уже ощущается большая разница (про Москву промолчу).
  2. Нагрузка то у Вас будет, а вот сколько, и какие будут к этому. другие нагрузки: коллега работает в Лен.области и жалуется, что к нагрузке по урокам добавляют ещё кучу всего (бумаги, ремонт, архив), что совершенно не касается его специальности, а по деньгам — копейки доплачивают.
  3. Перед согласием сходите в школу, посмотрите на коллег, обстановку, посидите на уроках, посмотрите на детей, побеседуйте с директором и детально на все составьте мнение. Если что-либо смущает — осторожнее, ход назад будет непростой.
  4. Оплата будет скорее всего скромная, нагрузка . тут всякое может быть: от очень большой, до очень скромной (как и по деньгам тогда будут копейки).
  5. Жилье: вот тут не знаю, зря болтать не буду: не слышала и не спрашивала.

Государственная поддержка молодых специалистов в сельской местности

К категории молодых специалистов относят также граждан, которым еще не исполнилось 35 лет, если они закончили с отрывом от производства курс обучения и пошли работать по полученной специальности в организацию не позже, чем через три месяца после прохождения учебы. Статус молодого специалиста в таком случае длится три года с момента оформления трудового договора. На работнике лежит обязательство отработать в организации, с которой подписан договор, не менее трех лет.

Сельские администрации отправляют в органы исполнительной власти списки до 1 сентября перед предстоящим годом. Ориентируясь на количество претендентов, составляются примерные размеры и количество субсидий. Органы исполнительной власти формируют списки претендентов и уведомляют их.

Учитель в селе

Дом сельского учителя в неважно большом или не очень большом селе, тоже всегда под пристальным вниманием. Как сельский хозяин может учить детей порядку и добру, когда он сам плохой хозяин. Калитка во двор болтается на одной петле, когда огород зарос травой, когда шифер на крыше поехал, когда забор не окрашен. А он же учит детей, ему некогда. Но этим он поддат нехороший пример ученикам, которые ходят мимо его дома каждый день.

Рождается и вырастает ребенок в сельской хате. Главным источником развития для него является дом, семья, родители, иногда бабушка с
дедушкой. Но это продолжается недолго. Прожив всего шесть семь лет только в домашнем окружении, для него приготовленные дополнительные возможности.

Раб или учитель: чему учит инцидент в селе Жосалы

Ирина Смирнова отмечает, что на сегодняшний день министерство образования особенно внимательно рассматривает вопросы, касающиеся нарушений в отношении работы учителей. Ранее министр образования и науки Ерлан Сагадиев говорил, что учителям нередко приходится собирать анализы, карточки, распространять проездные билеты, делать обходы, а также проделывать кучу дополнительной бумажной работы. Это, по его словам, нужно запретить на законодательном уровне.

В случае школы села Жосалы, там учителя так и сделали. И в настоящее время в отношении директрисы, злоупотребившей должностными полномочиями, проводится проверка сотрудниками прокуратуры, а сама она написала заявление об увольнении по собственному желанию. Между тем, по словам юриста Сергея Уткина, по данному случаю директору

Особенности программы по привлечению молодых специалистов для работы в селах России в 2020 году

  • лицо, претендующее на участие, не должно быть старше 35 лет. Кроме того, оно должно иметь диплом о высшем образовании либо выписку из деканата о том, что он скоро будет получен;
  • лицо не должно иметь собственную недвижимость, либо ее условия не должны отвечать установленным нормам проживания;
  • лицо должно полностью переехать в село или деревню. Условие является обязательным, поскольку программа в рамках устройства на работу молодых специалистов в городских условиях неактуальна.

«Молодой специалист» – это престижный статус для выпускников высших учебных заведений. Но к сожалению, он не всегда является гарантом того, что перспективный работник будет хоть сколько-нибудь прилично трудоустроен. Сложно войти в новую взрослую жизнь, не имея финансовой базы. Ситуация обстоит еще печальнее в глубинке России, где уровень образования очень низок по причине отсутствия квалифицированных преподавателей. Именно поэтому государством была внедрена программа, которая призвана поднять престиж сельской местности в вопросе образования и помочь молодым специалистам устроиться по профессии, имея, кроме того, ряд привилегий и льгот.

Елена Щербинина: «Учитель в селе живет под микроскопом»

После окончания Абаканского педагогического института Елена Леопольдовна получила распределение в село Городок – родственники походатайствовали. В школе молодого специалиста приняли хорошо, здесь прошли уже 38 лет: сейчас за партами сидят дети ее учеников, а четверо сами стали учителями математики, в том числе и племянница.

А учителем я стала потому, что в нашей семье эту профессию считали престижной. У меня были большие способности к литературе и русскому языку – он для меня неродной, и потому я очень старалась. Но в споре физиков и лириков победили точные науки, и я об этом никогда не жалела – удалось остаться вне политики, и теперь не стыдно перед учениками. Я знаю, как переживают учителя истории за то, что им приходилось говорить.

Статья Их призвание — сельский учитель

Родилась Раиса Ивановна в 1931 году 25 июня в деревне Андриановке в простой крестьянской семье. Отец ,Пыльнев Иван Васильевич(1903 г.р.),в первом же наборе был взят на фронт. Во время битвы на Курской дуге взят в плен. Работал во Франции на рудниках, пленных освободили американские солдаты. За всю войну ни одной весточки от отца не получили. На тот момент Раисе Ивановне было 10 лет. Остались дедушка с бабушкой ,сестра и четверо братьев отца и мама Пелагея Матвеевна. Двенадцать человек жили одной семьёй! Вскоре всех четверых дядьёв забрали в Красную армию. Ни один не вернулся. Сколько горя выпало на долю народа! Остались женщины с малыми детьми. Не перестаёт Раиса Ивановна удивляться характеру русской женщины. Она считает, что русская женщина по природе своей склонна к добродетели, к терпению, потому что воспитана Православием. «В военные годы терпение было спасительной силой: «Терпение – лучшее спасение». Люди стремились к единению в общем деле – общее дело просветляет разум и укрепляет волю. Русские женщины обладают великой силой выносливости в борьбе за выживание себя и своих семей, оставаясь при этом неунывающими. Ведь уныние – великий грех!»
Особенно запомнились работы на молотилках от восхода до захода солнца , короткий перерыв — в полдень, а в перерывах: «Мой прислал письмо…» , «А от моего …нет…». На глазах слёзы…и неожиданно кто-нибудь запевал: «На закате ходит парень возле дома моего…и кто его знает, чего он моргает!» И снова за работу! В военное лихолетье наш народ сплочен, выдержан, дружен — все друг другу родные . Вместе пололи огороды, помогали при различных сложных жизненных ситуациях. Жарким августом 1946 года вернулся домой отец. Сразу же полегчало: голод ушёл (ели-то пышки из лебеды!). В 9лет( 1940 г.) пошла в Андриановскую школу, первую учительницу звали Анна Арсентьевна . Во время войны до 4 –го класса учила Зоя Ивановна. Училась хорошо. Чем запомнились школьные годы? Леденящим душу холодом в классах, стенами «мраморными», чернилами замерзшими. Дыханием согревали в ладонях пузырёчки. В воскресные дни старшеклассники ездили в лес за дровами, вывозили на быках. Спасением на переменах была железом обитая печь, облепляли её, пытаясь вобрать в себя хоть какое-то тепло. Тетрадей не было, эвакуированная из Украины учительница Марья Павловна нарезала старые газеты , писали между строк, на полях. О тех годах воспоминания грустные, холодные, но были моменты радости, чисто детской. Какое-то время физкультуру преподавал учитель с Урицких Дюков Александр Иванович. Гармонист от Бога! Все физические упражнения выполнялись под музыку! Физкультура в то время – традиционно последний урок, поэтому после урока (о сладостные мгновенья!)Александр Иванович устраивал танцы! И дети на тот момент были абсолютно счастливы! Несмотря на сложности времени, в школе проводили главные праздники. С нетерпением ждали самый детский — Новый год. Вместе с учителями мастерили игрушки из ваты ,картона ,клеили бумажные цепочки. Дед Мороз раздавал плоские хлебные лепёшечки или кулёчек с сушёной свёклой. То-то радости! Многие ребятишки не ходили в школу: главное – обувь, а обуть-то нечего. Сиди дома. Дедушка Раисы сшил себе сапоги из телячьей кожи, которую сам выделал. Получились сапожки крепкие ,на вид — ладные. Дедушка радовался, восхищался своим мастерством, надеялся, что послужат они долгое время. Подверг их серьёзным испытаниям: ходил в них и в дождь, и в снег, и зимой, и летом! В результате сапоги съёжились, уменьшились в размере. А тут первое сентября — нужно в школу. Мама Полина загоревала – нет обуви, сиди, Рая, дома! Бабушка понаблюдала за мытарствами и предложила примерить сапоги деда. Они оказались впору! Дух захватывает: настоящие ,почти по ноге! Ну на несколько размеров побольше, главное – в школу… и на улице можно побегать! Долгое время щеголяла в дедовых сапожках . После окончания Андриановской школы поступила в Шапкинскую школу, отучилась два года, последний год училась в во второй женской школе города Борисоглебска. В 1951 поступила в Борисоглебский учительский институт на историко-филологическое отделение. По окончании была направлена в Красноярский край(1год). Вернулась домой в Андриановку, вышла замуж. Работала в Прудковской школе три года, на работу и зимой и летом ходила пешком. Конечно, непростая профессия учителя! Вспоминает Раиса Ивановна первые шаги на тернистом учительском пути. Когда перед тобой, молодой учительницей, тридцать неугомонных сорванцов, неразгаданных характеров будущих строителей, хлеборобов, учителей, врачей, многие из которых «хронические» второгодники, почти ровесники учительнице! Серьёзные разговоры приходилось вести не только строго по расписанию на классных часах ,но и во внеурочное время. Но ведь она не просто — учитель, а учитель русского языка и литературы ! « Профессия учителя-словесника – одна их самых гуманных и благородных,»- считает Раиса Ивановна. И с этим нельзя не согласиться. Очень важно, чтобы ученики ушли с урока, не только получив определенный объем знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше. Литература, пожалуй, единственный в школьной программе предмет, обращенный напрямую к душе человека, к его чувствам, совести, к его нравственному и гражданскому долгу, к его прошлому и будущему, к любви, без которой нет жизни. «Надо воспитывать душу! А для этого ее надо иметь самому,- утверждает Раиса Ивановна.- Вся премудрость уроков литературы – помочь человеку познать самого себя, помочь переустраивать этот мир по законам красоты, любви, доброты. Ведь очень точно писал Д. Дидро, французский писатель, драматург: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает». Ведь не зря же у каждого из нас есть свои любимые литературные герои, прочитав о которых на страницах того или иного произведения, человек узнаёт, познает себя, обнаруживает скрытые возможности своего характера. Зачастую , возможно, увидев ошибки героев, мы вспоминаем свои промахи в повседневной жизни, проводим параллели и делаем соответствующие выводы. Учитель русского языка и литературы – это не только творчество, это огромная ответственность за будущее.» И это прекрасно понимала Прояева Раиса Ивановна, учитель русского языка и литературы, ветеран труда ,через уроки умевшая раскрыть самые потаённые, глубинные качества ребёнка. Со временем не считалась! Воспитывать приходилось всегда и везде, ведь правильно воспитывать – это своего рода искусство и талант. В Андриановской школе трудилась до пенсии(33 года). « Где родилась ,там и живу, тем и счастлива,»- говорит учительница. Дом Раисы Ивановны на благодатном месте: внизу голубой лентой вьётся тихая Ворона, за ней темнеет лес. Ну где ещё отыщешь такой чудесный уголок! Радуется каждому мгновенью, что дарит жизнь. Наше село небольшое, каждый знает, где и как живёт учитель. Трудно всю жизнь быть образцом для всех людей, непросто жить так ,чтобы твоя жизнь была примером для всех, жить так ,чтобы к тебе прислушивались ,считались с твоим мнением, чтобы никто из учеников или их родителей не мог тебя ни в чём упрекнуть или укорить. Старалась. И вся семья должна была соответствовать. Муж ,Прояев Виталий Дмитриевич, обладал лучшим качеством души человека ,живущего в деревне,- любовью к земле. Главная его профессия — агроном. Он работал так, как велела ему его душа и совесть. А они у него были чистыми и светлыми: ведь земля не терпит обмана. Он видел счастье в любви к своей работе. Она приносила ему радость и удовлетворение. В семье Прояевых во всём поддерживали друг друга. Главное счастье — дети : дочка Галина и сын Виталий. Дочь, медсестра-анестезист, 40 лет проработавшая в Мичуринской городской больнице, сейчас на пенсии ,живёт с Раисой Ивановной.

Рекомендуем прочесть:  Критерии присвоения звания почетный строитель

В прежние времена сельский учитель пользовался непререкаемым авторитетом, потому что практически он был единственным грамотным на селе человеком. Теперь же всё несколько по-другому. Образования иметь недостаточно. Чтобы деревня тебя уважала, нужно обладать безупречной репутацией. Ведь сельский учитель всегда находится в центре внимания, что называется ,под «прицелом». Односельчане обращают внимание не только на профессиональные качества, но и на манеру общения ,на внешний вид, на то, как ведётся домашнее хозяйство, на мелочи, которые не замечают у других и у самих себя. Очень важно заслужить доверие и достойно нести звание –учитель! Я думаю,педагоги, ветераны Андриановской школы Дёмина Мария Ивановна и Прояева Раиса Ивановна с честью выдержали это серьёзное испытание. Долгий ,трудный путь к своей мечте прошла Дёмина Мария Ивановна. Вот как вспоминает о своей жизни сама Мария Ивановна: « Родилась я 20 февраля 1927 года в с. Шапкино Шапкинского района Тамбовской области. Родители ,Карпов Иван Михайлович и Карпова Анна Семёновна, занимались домашним хозяйством, а в 1932 году вступили в колхоз. В семье было трое детей, три девочки: Аня, Таня и я, старшая. В 1938 году умерла мать. В 1941 г. началась Великая Отечественная война, отец уходит на фронт. До сих пор Карпов И.М. числится пропавшим без вести. Наступили для нас лихие времена.» После ухода на фронт отца, она -главная в доме, освоила нелегкий крестьянский труд: работы по дому, на огороде и в поле, уход за скотиной, сенокос, заготовку дров. Жилось несладко, однако без труда нет и плода . Рано поняла: их спасенье в труде. Труд делает человека сильным и стойким. На деревне почитался труд. Так зародилось у нее уважение к труду вообще, а затем и к делу, которому она посвятит свою судьбу. Жили в маленькой избушке с земляным полом. Холод, голод. Особенно запомнились военные годы. Школу бросила, не до школы в то время было. Скоро сестра Анна уехала в Тамбов –устраивать свою жизнь. Работали с младшей сестрой Таней в колхозе на току. Потом и Таня уехала в Тамбов, поступила в ремесленное училище. Мне тоже хотелось учиться. Помог мне Антон Иванович Гадскевич(инспектор РОНО),поговорил с председателем колхоза , и меня взяли в 9-й класс, где я познакомилась с учительницей русского языка Зинаидой Николаевной Реморовой. Она хорошая была, любила меня, как мать! После 9-го класса я тоже хотела уехать в Тамбов, но Зинаида Николаевна настояла на том ,чтобы я закончила школу. Окончив школу(1949 г.), поехала в Тамбов(хотела учиться дальше).А учиться-то не смогла – денег нет, помочь некому, сёстры сами едва перебиваются. И вернулась я в свою избушку! Сижу, плачу. Все мои одноклассники устроились: кто-то работает, а самые счастливые — учатся! Пошла к Зинаиде Николаевне. Она меня выслушала, успокоила: «Не рыдай! Что Бог не делает – всё к лучшему!» Она на тот момент в РОНО методистом работала. Так и направила меня на тернистую ,но благородную стезю учителя. В Масловке учительница ушла в декрет, и меня взяли учителем в 1-й класс. Дети меня полюбили. Встречали по утрам у школы и провожали до дому. Тетради носили по очереди. Очень благодарна я хозяйке Ольге Васильевне, у которой жила. Она меня многому научила .Я материнской заботы и ласки не помнила. Хозяйка учила меня шить, вести хозяйство, экономить деньги. В 1949 же году поступила на заочное отделение в Борисоглебское педагогическое училище Воронежской области. В 1950 году окончила училище экстерном, получила квалификацию учителя начальной школы. О! Это были трудные денёчки! Порой приходилось пешком добираться до города, особенно сложно в зимний период, по зимней дороге. Однажды едва не заблудилась! Шла-шла по следам саней, видела огоньки за собой, но наступил такой момент: оглянулась…а огоньков нет! Кое-как добралась до ближайшей деревни, жители удивились: могла попасть волкам на ужин! Бродят они тут хороводом ,подходят к деревне совсем близко. В 1951 году ,окончив курсы иностранного языка в Тамбовском областном Институте усовершенствования квалификации, вела в Киселёвке, в с.Чащино в Двориковской семилетней школе немецкий язык ,однако хотелось быть поближе к дому. Мне предложили на выбор: Шапкино, Прудки и Андриановку. Конечно, я выбрала Андриановку(где проработала большую часть своей жизни)! Славилась деревня вишнёвыми да яблоневыми садами! В Шапкино-то в то время их негусто было! Да и здание школы понравилось: просторное , светлое. 1953 год. У меня было два пятых класса, два шестых и два седьмых. Более ста человек! В каждом классе по 20 с лишним человек (а сейчас во всей школе столько!) Как я могла справляться с таким горластым, непослушным коллективом?! Нет, поистине: школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать! Через год вышла замуж в хорошую семью .И муж ,и свёкор со свекровью, и тётя мужа, Дарья Петровна (которая жила с нами, помогала растить детей, относились ко мне с уважением. Родила ребёнка, потом второго, позже и третьего! Все выросли добрые и порядочные. Как учитель, очень требовательная я была, старалась, чтоб дети слова учили, придумала словарики составлять и транскрипцию на русском языке писать. Тогда это не принято было. Пластинки слушали, читали много. Сама всё дома выучу, а потом детей учу: « Обучая других – сами учимся!». Никогда не работала по раз принятой схеме, всегда искала что-то такое ,что могло бы разбудить ,развить у ребят инициативу, интерес к предмету. Так учила детей немецкому языку. Потом решила дополнить образование. Тут как раз учительница биологии вышла замуж , и я начала за неё вести биологию и химию. Интересными нашла эти предметы: поступила в ТГПИ на факультет химии и биологии.! Училась, воспитывала и своих ,и чужих детей, работала в колхозе(давали участки со свёклой на школу, и мы с детьми пололи, чистили, отгружали свёклу). С детства привыкла работать с землёй: стала вести уроки труда на участке возле школы. Фруктовые деревья сажали ,вскапывали грядки под овощи ,опыты проводили. И летом работали. Всё же засохнет без полива. Дети тоже приходили. У каждого класса свой участок. Привлекала меня и работа классного руководителя . Как только снег сойдёт, травка покажется –на экскурсию в лес. Костёр ,картошка ,ушица (река и лес рядом) ! Такой совместный отдых очень сближает. А сейчас – в лес не ходи, костёр не жги. Тогда и пожаров-то в лесу (по крайней мере у нас ) не было! Конечно, никто не будет спорить с тем, что внутренний мир человека закладывается в школе, и я уверена, что детям, которые начинали учиться в сельских школах, повезло больше. Здесь красота природы и красота слова сливаются воедино. Любила я ,чтобы на уроке порядок был, не сразу получалось, но с годами всё наладилось. Позже помогала более молодым коллегам. Помню, приехала по распределению молодая учительница математики, и вот стали мои восьмиклассники «экзамен» ей устраивать! Она мне пожаловалась. Решила понаблюдать, смотрю: один из озорников хлоп со стула и ползёт к учителю! А остальные хохочут! Я дверь толкнула! И получили они у меня картину Репина «Не ждали!». Поговорили по душам — больше не издевались! Правда, отработала эта учительница свои три года и уехала в Уварово, не нравилось ей в школе – устроилась в милицию. С детьми не каждая может. В те ,советские ,времена родители немного по-другому к учителю относились. Прислушивались. Мы вместе работали над воспитанием детей. А не наоборот, как сейчас, дети работают над воспитанием учителей и родителей. Любила заниматься с ребятами: вела художественную самодеятельность. Готовили танцы, ставили сценки, шили костюмы с родителями, с другими преподавателями. Помню,с Быковой Марией Терентьевной и Серафимой Петровной делали костюмы всадников на лошадях. Головы лошадей из папье-маше, попоны — из плюша, шёлковые штаны пришили к сапогам. Не один костюм, а восемь! Не считались со временем. Мастерили дома и на работе. Учителя всегда на нервишки жалуются, а я-то «горела» на работе! Вот иду в школу ,еле ползу, пришла на урок и забыла про болячки .И так до конца дня. Незаметно пенсионный возраст подкатил, подкрался «серой волчицей» ,а я не готова, не могу уйти и всё тут! Родные дети обижались: «Ты в школе и в школе!» Я и не отрицаю: школа была на первом месте. Теперь для меня очень приятно, когда мои взрослые ученики говорят мне слова благодарности, гордятся своими успехами в жизни. Горжусь и я. А что нам ещё надо?! Я и сейчас размышляю: как урок начала бы, как бы спрашивала домашнее задание. Дочери советы даю…она ведь тоже учитель… Дёмина М.И. с сестрой Татьяной Да, действительно, непрерывный рост мастерства у Марии Ивановны шел до последнего дня работы в школе. Бывать у нее на уроках — одно удовольствие.

Ссылка на основную публикацию