Вид административного процесса

Вид административного процесса

Понятие «административный процесс» трактуется расширительно: оно охватывает две обобщающие видовые группы административно-процессуальных производств — юрисдикционные и процедурные, от­ражающих процессуальную сторону деятельности соответствующих органов и должностных лиц по реализации задач и функций исполни­тельной власти. Каждый вид производства представляет собой установ­ленный законом порядок разрешения индивидуально определенных адми­нистративных дел или вопросов в целях обеспечения законности и госу­дарственной дисциплины. Однако между юрисдикционными и проце­дурными производствами имеются отличия по предмету и последстви­ям производства (см. схему 15).

Административный процесс

Широкое понимание административного процесса — это порядок осуществления всего государственного управления; процедуры функционирования исполнительной власти, ее органов и должностных лиц. Широта, многоаспектный и разноуровневый характер правоприменительной деятельности органов публичного управления, а также большое число и разнообразие рассматриваемых органами государственного управления и их должностными лицами «индивидуально-конкретных дел» предопределили широкое понимание административного процесса.

Виды административного процесса

2. Он осуществляется в целях создания (применения, приостановления, отмены) подзаконных норм (актов исполнительной власти), призванных обеспечить организацию практического исполнения (соблюдения) норм закона. В зависимости от состояния регулирования конкретных общественных отношений и самого нормативного материала выделяют конкретные функции правотворчества (обновление нормативно-правового материала; восполнение пробелов в нормативно-правовом материале; упорядочение действующего нормативно-правового материала). Следует отметить особую значимость названных функций административно-нормотворческого процесса в настоящее время, когда происходит формирование новой правовой системы.

Виды административного процесса

Таким образом, административно-нормотворческий процесс представляет собой нормотворческую (неюрисдикционную) деятельность (юридизацию нормотворчества) органов исполнительной власти по созданию (изменению, приостановлению, отмене) подзаконных общих нормативных актов Правительства, министерств, других центральных федеральных органов специальной компетенции, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и внутриаппаратных нормативных актов в целях создания правовой базы для реализации закона.

Что такое административный процесс — принципы и виды

  1. Законность. Это общеправовой принцип, который, однако, важен и в административном процессе. Принцип законности означает, что в своей работе как суды, так любые другие государственные органы должны применять нормы законодательства надлежащим образом и действовать только в пределах своей компетенции, не допуская произвола в административном процессе.
  2. Охрана законных интересов как государства, так и личности. Смысл существования государственных органов — в соблюдении интересов как России в целом, так и ее субъектов. При этом Конституция РФ, и другие основные акты подчеркивают, что интересы конкретной личности должны быть защищены в неменьшей степени. Следовательно, административный процесс управления должен основываться на разумном балансе этих не всегда схожих интересов.
  3. Гласность. Информация о ходе административного процесса должна быть в равной степени доступна его участникам и всем заинтересованным лицам.
  4. Равенство. Все участники административного процесса равны перед законом.
  5. Разумность сроков и расходов. Процесс не должен быть искусственно затянут, любое увеличение сроков в обязательном порядке аргументируется.
Рекомендуем прочесть:  Договор брачный

Административный процесс: виды, стадии, принципы

Управление — это форма осуществления органами власти и функционирующими в их структуре должностными лицами вверенных им компетенций. Это порядок, в рамках которого исполнительные институты принимают решения. Это конкретные задачи, которые стоят перед органами власти. Управленческий процесс включает в себя ряд активностей, которые юристы классифицируют как производства — такие как, например, разрешительные, регистрационные, правопредставительные и т. д.

Вид административного процесса

Административный процесс имеет несколько конкретных вариантов своего выражения в практической деятельности исполнительных органов (должностных лиц). В зависимости от характера, схожести, однородности индивидуальных дел формируется понятие административного производства.

Понятие и виды административного процесса

Административно-юрисдикционный процесс охватывает нормы и соответствующие процессуальные отношения, связанные, во-первых, с разрешением в административном порядке конфликтов между органами публичной власти и не подчиненными им субъектами (гражданами и организациями), а во-вторых, — с применением административного принуждения. С применением административного принуждения связаны общественные отношения, возникающие в сфере административных правонарушений, а также в сфере применения административно-предупредительных и административно-пресекательных мер.

Понятие и виды административного процесса

Административное производство — это нормативно урегулированный порядок совершения органами исполнительной власти (должностными лицами) процессуальных действий, обеспечивающий законное и обоснованное рассмотрение и разрешение однородных индивидуальных административных дел.

Административный процесс

Виды производств административно- правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства.

Административно-процессуальное право

Сторонники управленческой концепции (С.С. Студеникин, А.Е. Лунев, В.Д. Сорокин), напротив, считают, что понятие «административный процесс» отражает не только правоприменительную деятельность, но и процесс принятия нормативных правовых актов государственного управления, процессы, связанные с разрешительно-лицензионным производством, служебно-кадровым производством, регистрацией, сертификацией, аккредитованием, административным регламентированием организации и деятельности органов исполнительной власти. Все эти процессы основаны на публично- правовом регулировании, имеют административную природу и должны рассматриваться как аспекты административного процесса. По мнению В.Д. Сорокина, «административный процесс не может не отражать характерных черт исполнительной власти, подобно тому, как, скажем, гражданский и уголовный процессы отражают особенности власти судебной».

Рекомендуем прочесть:  Возмещение расходов на адвоката

Понятие и виды административного процесса

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, т.е. соответствующих правил должного поведения.

Понятие и виды административного процесса

В юридической литературе сложились два основных научных подхода к оценке понятия административного процесса. Одни рассматри­вают административный процесс в узком смысле, исключительно как деятельность юрисдикционную, другие вкладывают в него более ши­рокий смысл.

Вид административного процесса

В рамках административного процесса реали­зуются диспозиции и санкции административно-правовых норм. Основу понятия администра­тивного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административ­но-процессуальная деятельность двух видов:

Административный процесс: понятие, признаки, виды и структура (административного производства)

Очевидно, в настоящее время при развитии теории административного процесса необходимо учитывать появление факторов, влияющих на формирование новых взглядов по вопросу о содержании и структуре административного процесса. К ним относятся: совершенствование государственного управления, формирование в России правового государства, поиск новых путей развития исполнительной власти, проводимые правовая, судебная, административная и иные реформы. Они, несомненно, накладывают отпечаток на содержание исполнительно-распорядительной деятельности или деятельности по осуществлению публичного управления.

Ссылка на основную публикацию