Вольтер взгляды на государство

Политические и правовые взгляды Вольтера

Вольтер предлагал также отменить феодальные повинности, лежавшие на крестьянах, уничтожить таможни, расположенные внутри Франции, на границах крупных феодальных владений. Он требовал единого права вместо бесчисленных кутюмов, то есть систем местного права, различных в каждой провинции.

Вольтер взгляды на государство

Вольтера нисколько не заботили проблемы переустройства общества на демократических началах. Больше того, демократии, народовластия он смертельно боялся. Но чрезвычайно близки были ему иные проблемы: естественное право, свобода, равенство. Обращение к концепции естественного права, естественного закона – способ легитимировать, придать наивысший авторитет самым значимым для Вольтера политико-юридическим ценностями: свободе и равенству, воплощающим одновременно разум и интерес, данные природой.

Правовые взгляды Вольтера

Вольтера очень трудно заподозрить в демократизме. Идеи Просвещения, его принципы, по Вольтеру, «это не для порт¬ных и сапожников». Мыслитель, столь высоко ценивший зна¬ния, интеллект, умение мыслить, всерьез полагает, что «если чернь начнет думать, то все погибло». Люди физического труда сами по себе не являлись у Вольтера объектом его трепетного почитания. Скорее даже наоборот.

Глава 1

Вольтер придерживался идеи естественного равенства всех людей. Он отмечал: «Все люди рождены равными».[54] Одновременно, все люди, независимо от их социального происхождения и имущественного положения свободны и равны перед законом («Оба [и богатый и бедный] они в одинаковой степени граждане, и оба должны быть одинаково свободны»[55]). Вместе с тем, Вольтер критиковал Руссо и его концепцию. Он демонстрировал своё нежелание бороться за уравнивание людей по имущественному или иному признаку. Естественное равенство людей между собой и перед законом означало для Вольтера на практике существование общества равных возможностей для каждого человека. Неравенство, в том числе и имущественное, Вольтер считал справедливым явлением. Возможность распоряжаться нажитым имуществом он называл «естественным правом».[56] Таким же естественным для него было фактическое неравенство людей по общественному положению («Равенство не подразумевает уничтожения подчиненности одних другим: мы все в равной степени люди, но мы не равные члены общества»[57]).

Основная идея Вольтера и его философские и политические взгляды

На протяжении жизни автор написал 28 классических трагедий, среди которых чаще всего выделяют «Эдипа», «Заиру», «Цезаря», «Китайскую сироту» и другие. Он долгое время боролся с появлением новой драмы, но в конце концов стал сам смешивать воедино трагическое и комическое.

Политические и правовые взгляды Вольтера

5) Необходима вытекающая из естественного закона свобода отдельного индивида (частная свобода, т.е. свобода мысли, труда («право продавать свой труд тому, кто дает за него наибольшую плату»), слова и совести), но не свобода общества в целом — т.е. приверженцем идей демократизации Вольтер явно не был (именно поэтому учение Руссо о народном суверенитете он называл «философией оборванцев, а его самого – «вольнодумцем с большой дороги»);

Рекомендуем прочесть:  Есть Ли Скмдки Пенсионерам На Автобусы Междугородние

Вопрос 51

Наряду с этим Вольтер чтит форму правления, которая установилась в Англии в результате происшедшей в стране революции, т.е. конституционную монархию. «Английская нация – единственная на Земле, добившаяся ограничения королевской власти путем сопротивления, а также учредившая с помощью последовательных усилий то мудрое правление, при котором государь всемогущий, когда речь идет о благих делах, оказывается связанным по рукам и ногам, если он намеревается совершить зло; при котором вельможи являются грандами без надменности и вассалов, а народ без смут принимает участие в управлении». В превосходной степени характеризуется Вольтером вся английская политико-правовая система. «Наилучшие законы – в Англии: правосудие, отсутствие произвола, ответственность должностных лиц за нарушение свободы граждан, право каждого высказывать свое мнение устно и письменно. Две партии следят одна за другой и оспаривают честь охраны общественной свободы».

Политические взгляды Вольтера

Наряду с этим Вольтер чтит форму правления, которая установилась в Англии в результате происшедшей в стране революции, т.е. конституционную монархию. «Английская нация — единственная на Земле, добившаяся ограничения королевской власти путем сопротивления, а также учредившая с помощью последовательных усилий то мудрое правление, при котором государь всемогущий, когда речь идет о благих делах, оказывается связанным по рукам и ногам, если он намеревается совершить зло; при котором вельможи являются грандами без надменности и вассалов, а народ без смут принимает участие в управлении». В превосходной степени характеризуется Вольтером вся английская политико-правовая система. «Наилучшие законы — в Англии: правосудие, отсутствие произвола, ответственность должностных лиц за нарушение свободы граждан, право каждого высказывать свое мнение устно и письменно. Две партии следят одна за другой и оспаривают честь охраны общественной свободы».

Взгляды Вольтера на человека, религию и государство

Но лишь образованностью и мудростью не исчерпывается набор качеств, необходимых «просвещенному» монарху. Он должен быть также государем милостивым, внемлющим нуждам людей, своих подданных. «Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле». Вольтеру хотелось верить в то, что институты абсолютистского государства себя не изжили и могут сами преодолеть собственные социально-экономические, правовые и идеологические устои, как только страной начнет управлять высокоученый нравственный самодержец.

Тема 9

Задача политики, по К. А. Гельвецию, состоит в умении управлять человеческими страстями и использовать их в интересах общества. Страсти как таковые не могут считаться злом и составляют единственный двигатель общественной жизни. Великие дела совершаются в результате сильных страстей. Поэтому законодатели должны не подавлять страсти, а умело руководить ими. Добродетель и счастье народа – следствие не святости его религии, но мудрости его законов.

Политико-правовые взгляды Вольтера

Свои правовые взгляды, В. обосновывает на основе проведенного им исследования. При этом В. как уже отмечалось, не дает четкого разграничения права и морали, права и закона. Исходя из анализа существования в мире огромного разнообразия правовых и моральных норм. В. пытается найти еденный принцип нормативного регулирования. В качестве такого критерия права и морали, В, с одной стороны, принимает общественную пользу, которая выступает по отношению к последним как цель, в результате чего право и мораль рассматриваются как относительные понятия, с другой стороны, в основание права и морали он кладет представление о гуманности  добродетели, которая присуща всем людям и является основой естественного закона по которому должны определятся взаимоотношения между людьми. В целом под естественным законом В. понимает «. принципы морали, общие для всего человечества». Этот закон имеет следующее определение «. поступай с ближним как с самим собой. . не делай зла другому и не радуйся этому злу».

Рекомендуем прочесть:  Кража холодной воды

Вольтер взгляды на государство

Вольтер отстаивал право частной собственности как одно из естественных прав человека. Он считал имущественное неравенство неизбежным в будущем обществе. В этом обществе Вольтер предполагал лишь правовое и политическое равенство. Вольтер высмеивал взгляды Руссо, что необходимо отказаться от частной собственности. Свободу Вольтер понимает как свободу воли. Но свободы воли нет, имеется лишь сознание своей собственной свободы. Эта свобода в будущем обществе, по Вольтеру будет регулироваться различными законами и религией, освобожденной от невежественных предрассудков. Вольтер рассматривал современную ему эпоху, т. е. восемнадцатый век, как время, в которое разум человечества окажет на жизнь общества свое решающее влияние. Высшим проявлением разума считал «здравую философию», опирающуюся на науки и искусства. Здесь Вольтер большие надежды возлагал на просвещенных монархов, овладевших философскими выводами о законах общественного развития, задачах государственной власти и освободившихся от предрассудков. Он считал, что придет время, когда к руководству государством придут философы. Прогрессивные идеи Вольтера оказали большое влияние на формирование идеологии нового поколения просветителей.

Политические и правовые взгляды Ф

Честь одного из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принадлежит Вольтеру (1694—1778) — великому французскому мыслителю и литератору. Он не оставил после себя специальных политико-юридических трудов, подобных тем, что создали до него, например, Г. Греции, Т. Гоббс, Дж. Локк или его современники Ш. Монтескье и Ж.-Ж Руссо. Взгляды на политику, государство, право и закон вкраплены в самые разные произведения писателя, соседствуют в них с рассуждениями на иные темы. Остро критический настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие— пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости.

Реферат: Политические и правовые взгляды Вольтера

Однако Вольтер знает и ценит достоинства и других государственных форм. Так, он замечает, что первоначально государство возникает в форме республики, образующейся из соединения семей. Ее возникновение – итог естественного хода развития. Республика, согласно Вольтеру, вообще более всего приближает людей к их естественному состоянию. Власть в ней направляется волею всех. Осуществляет же эту власть один человек либо группа лиц на основе законов, выносимых всеми.

Вольтер взгляды на государство

Будучи главным образом борцом за духовную свободу и за человеческое достоинство, был очень далек от того, чтобы желать свободы политической и стремиться к какому-либо перевороту. Прославляя Англию и описывая жизнь англичан, он менее всего обратил внимания на их политические права и конституционные учреждения, хотя и не раз высказывал (более платоническое, впрочем) уважение к английскому парламенту и английским порядкам, при которых «у короля руки свободны, чтобы делать добро, и связаны, чтобы делать зло».

Ссылка на основную публикацию