Взятка должностное лицо государственной службы

Содержание

Статья 290

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

Получить взятку может только должностное лицо (Яни П

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, не найдя оснований для отмены обвинительного приговора о получении взятки, обосновала свой вывод следующим образом: «Доводы кассационных жалоб осужденного и его адвоката о том, что Абрамчука нельзя признать субъектом получения взятки, поскольку он в июле 2010 года не являлся должностным лицом, осуществляющим функции представителя власти, несостоятельны. Согласно приказу начальника департамента от 31 марта 2009 г N <. > Абрамчук принят на должность государственной гражданской службы Томской области — ведущего специалиста Комитета по управлению природными ресурсами и геологическому контролю, на основании которого с ним заключен служебный контракт N <. > на неопределенный срок. На основании приказа начальника департамента от 15 января 2010 г <. > Абрамчук переведен на должность ведущего специалиста отдела по геологическому контролю Комитета по охране окружающей среды департамента и в служебный контракт внесены изменения в части наименования должности. В тот же день он ознакомлен с должностным регламентом. В пункте 3.1 регламента закреплены функции, обеспечивающие реализацию государственного геологического контроля в рамках должности, которыми Абрамчук обладал и ранее (выделено мной. — П.Я.): осуществление контроля соблюдения законодательства о недрах юридическими и физическими лицами, пользующимися участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения; проведение рейдов по выявлению безлицензионного пользования недрами; привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности в установленном порядке, в том числе составление протоколов, сбор доказательств по делу» <6>.

Должностное лицо как субъект получения взятки

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями)». 1

Рекомендуем прочесть:  Документы для установления отцовства

Памятка госслужащему о коррупции

«Взятка» лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях — директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д. — в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом (статья 204) Особым видом подкупа является подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (статья 184), который связан со случаями дачи и получения незаконного вознаграждения спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями команд, другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, организаторами или членами жюри.

Уголовная ответственность государственных служащих

Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию

Памятка по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки

Обещание взятки либо предложение передать, либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку либо предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей,

Субъект получения взятки

Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выполняет и сугубо профессиональные, и должностные функции (организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные). Например, главный врач государственной поликлиники, с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и любой медицинский работник), а с другой — руководит профессиональной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей, медицинских сестер и т.п.). Ответственность за должностное злоупотребление он может нести только во втором случае, когда содеянное обусловлено наличием у виновного организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Лица, выполняющие исключительно профессиональные функции, например рядовой врач-педиатр, к числу должностных не относятся.

Взятка должностное лицо государственной службы

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Рекомендуем прочесть:  Где дешевле застраховать ипотеку

Понятие должностного лица

Для привлечения к уголовной ответственности по данной статье необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, нормативные акты, их регламентирующие, мотив, цель и фактические обстоятельства совершенного деяния, наличие причинной связи между нарушением (неисполнением) должностным лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями. По делам о халатности следует также проверять, имел ли подсудимый реальную возможность выполнить эти обязанности.

Разграничение состава получения взятки с иными преступлениями

При злоупотреблении должностными полномочиями закон имеет в виду только такое действие (бездействие) должностного лица, которое вытекало из его полномочий и было связано с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Указанное действие при получении взятки является лишь одним из вариантов возможного поведения должностного лица наряду со способствованием таким действиям (бездействию) за соответствующую выгоду имущественного характера в силу должностного положения (использование должностного положения в широком смысле). Однако совершение этих действий находится за рамками состава получения взятки.

Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)

-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

Ответственность за дачу или получение взятки

  • в виде штрафа до 200000 рублей, исправительных работ до 1 года, ограничения свободы до 2 лет, лишения свободы до 1 года;
  • в виде штрафа до одного миллиона рублей; в виде исправительных работ максимум на 3 года, ограничения свободы до 4 лет, лишения свободы до 3 лет (в отношении тех, кто не в первый раз привлекается по аналогичной статье УК РФ, или по ст.ст. 290, 291, 291.1 УК РФ).

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Дача взятки (ст. 291 УК) состоит в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК).

Ответственность государственных служащих

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на госслужащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются:

Статья 290

Она связана с тем, что Федеральные законы «Об основах государственной службы Российской Федерации» и «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» содержат правовой запрет государственным муниципальным служащим «получать от физических и юридических лиц вознаграждения подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения , связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию» СЗ РФ.

Ссылка на основную публикацию