Дисциплинарные методы познания

Дисциплинарные методы познания

Поэтому важная задача диалектико-материалистической методологии состоит в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы максимально адекватны всеобщим законам существования самой объективной действительности. Однако каждая такая форма не есть зеркальное отражение последней, и она не превращается автоматически в методологический принцип.

Философия и методология науки

  1. Философские методы. Наиболее древнейшие из философских методов — диалектический и метафизический. К их числу можно так же отнести аналитический, феноменологический, интуитивный методы.
  2. Общенаучные методы. Такие методы нашли самое широкое применение в науке XX века, они представляют собой своеобразную методологию между философским учением и фундаментальным положением некоторых специальных наук.
  3. Частнонаучные методы представляют собой совокупность принципов и способов познания, а так же исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной областях науки и соответствующих основной форме движения материи.
  4. Дисциплинарные методы включают в себя системы приёмов, которые применяются в той или иной дисциплине, возникающей на стыке наук или относящихся к самой науке. Любая фундаментальная наука включает в себя комплекс дисциплин и своеобразные методы исследования.
  5. Методы междисциплинарного исследования. Представляют собой ряд синтетических, интегративных способов, которые нацелены на стыки научных дисциплин.

Общая классификация методов научных исследований; общенаучные методы

IV. Дисциплинарные методы научного исследования, т.е. системы приемов, принципов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои методы исследования.

Классификация методов научного познания

Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция — это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах ("Все лебеди — белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.

Рекомендуем прочесть:  Журнал учета производства работ нужно ли шнуровать—

Методы научного познания

В методологических исследованиях до середины нашего столетия преобладал так называемый «стандартный подход», согласно которому в качестве исходной единицы методологического анализа выбиралась теория и ее взаимоотношение с опытом. Но затем выяснилось, что процессы функционирования, развития и трансформации теорий не могут быть адекватно описаны, если отвлечься от их взаимодействия.

Тема 3

Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

Классификация методов научного познания

Нередко философские системы (соответственно и их методы) со­четались и «переплетались» между собой в разных «пропорциях». Так, диалектический метод у Гегеля был соединен с идеализмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) — с материализмом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалекти­кой и т.д.

Философские методы

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определенный момент необходимо приводить к коренным качественным преобразованиям (скачкам), к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер изменений. Таковы, например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое в зависимости от изменения температуры.

Дисциплинарные методы познания

Поскольку в окружающем нас мире все явления взаимосвязаны, изменяются, развиваются, то и категории, законы диалектики неразрывно связаны между собой, представляют целостную динамическую систему. Это замкнутая, неизменная, открытая, гибкая, развивающаяся система. В процессе все более полного и глубокого отражения реальной действительности происходит как обогащение содержания известных категорий, например «качество», «количество», «движение», «развитие» и др., так и возникновение новых: «система», «структура», «элемент» и др.

Рекомендуем прочесть:  Если Телевизор В Нетоварном Виде Заберут Ли Его Приставы

Шпаргалка по Философии (23)

Таким образом, теории, законы, категории и другие абстракции еще не составляют метода. Чтобы выполнять методологическую функцию, они должны быть соответствующим образом трансформированы, преобразованы из объяснительных положений теории в ориентационно-деятельные, регулятивные принципы (требования, предписания, установки) метода.

Дисциплинарные методы познания

III. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, т.е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

Классификация методов научного познания

Сказанное не означает, что философские методы вовсе не нужны. Как свидетельствует история познания, ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. На­пример, ошибочные общие исходные установки с самого начала пре­допределяют искажение объективной истины, приводят к ограничен­ному взгляду на сущность изучаемого объекта исследования.

Дисциплинарные методы научного познания

На факультете философии человека д анная дисциплина вбирает в себя различные тесно взаимосвязанные разделы, в том числе традиционную гносеологию, или теорию познания, современное учение о познании или эпистемологию, а также философию и методологию науки, как важнейшие части философии познания в целом.

Сколько стоит написать твою работу

В-четвертых, важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость. Это означает, что условия экс­перимента, а соответственно и проводимые при этом наблюде­ния, измерения могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов.

Всякие шпоры

Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод – это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Ссылка на основную публикацию