Как проводить инвентаризацию обязательств в казенном учреждении—

Как обычно отвечаю на всеми интересные и волнующие вопросы и сейчас поговорим о Как проводить инвентаризацию обязательств в казенном учреждении и методах решения данной ситуации. Почему я могу с уверенность отвечать на самые разные вопросы, потому что имею большой опыт в юридическом поле, более 11 лет. Если потребуется проработать более серьезные вопросы, то могу спросить у своих коллег. Некоторые сферы могут требовать немедленного ответа, по этой причине есть онлайн чат, в котором можно быстро получить нужный ответ. И как всегда лучшим решением будет для Вас узнать в комментариях у постоянных подписчиков, которые, возможно, уже раньше сталкивались и решили данный вопрос и поделятся с Вами его решением.

Предупреждаем, что данные могут быть неактуальными в момент прочтения, потому как все быстро изменяется, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех интересующих вопросов.

Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:

  • например, если комиссия выявила недостачи имущества или ущерб учреждению, нужно предъявить виновной стороне требования их возместить. Чтобы обратиться в правоохранительные органы или подать гражданский иск в суд, нужно соблюсти условия процессуального характера.

Правило 4. Провести инструктаж комиссии и ответственных лиц

Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.

  • всеми учреждениями — акта сверки взаиморасчетов с контрагентами, перед которыми у учреждения есть финансовые обязательства (по унифицированной форме ИНВ-17);
  • бюджетными и автономными учреждениями — cведений о проведении инвентаризаций в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.

Можно отметить, что рассматриваемая форма задействуется в рамках инвентаризации финансовых обязательств, прежде всего в целях удостоверения корректности освоения учреждением бюджетных средств. В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководству учреждения.

Сведения об инвентаризациях по таблице № 6

В случае если учреждение автономное или бюджетное, инвентаризация в нем должна проводиться по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, поскольку в соответствии с п. 69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина № 33н, данным организациям необходимо предоставлять распорядителю сведения по задолженностям (форма 0503769), которые, в свою очередь, выявляются в ходе инвентаризации.

К сведению: в Письме Минфина РФ от 24.04.2020 № 02-06-10/33612 сказано, что выявление факта отсутствия первичных учетных документов, обосновывающих расхождение между фактическим наличием активов и обязательств и данными регистров бухгалтерского учета, не является основанием для прекращения признания в учете объектов бухгалтерского учета.

при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);

Инвентаризационная комиссия

Излишки нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по текущей оценочной стоимости, признаваемой справедливой стоимостью на дату принятия к учету (п. 25, 31 Инструкции № 157н, п. 52 СГС «Концептуальные основы»).

Прочие расчеты с работниками, не связанные с подотчетом и зарплатой, тоже проверяются. Это могут быть расчеты по займам работникам, по добровольному возмещению материального ущерба, иные расчеты организации с персоналом. Инвентаризируются эти обязательства по видам, проверяются документы, подтверждающие правомерность расчетов, например: акты о браке, приказы, договоры займа.

По расчетам с персоналом (сч. 70, 73) в первую очередь инвентаризируется оплата труда – сверкой первичных ведомостей с данными бухгалтерских регистров; устанавливается правильность набора и переноса данных. При обнаружении переплат анализируются причины таких нетипичных явлений. Выявляются депонированные суммы и принимаются решения об их перечислении либо устранении задолженности иным способом.

Рекомендуем прочесть:  Возврат товара после покупки

Что подлежит проверке

Из контекста ст. 30 ч. 1 ФЗ-402 следует, что ПБУ по ведению бухучета в РФ (пр. 34н) должны применяться в полной мере. Пунктом 27 указанного ПБУ устанавливается необходимость проведения инвентаризации обязательств перед составлением бухгалтерской отчетности.

Порядок проведения годовой инвентаризации в бюджетном учреждении по части основных средств, равно как при частной внеплановой проверке, включает в себя конкретные принципы анализа объекта обследования. Задачей такой проверки является:

Этапы проведения

Любая хозяйственная деятельность на предприятии предполагает присутствие в его владениях конкретных сбережений. Сюда относятся материальные и нематериальные активы, основные средства, готовая продукция или товар на реализацию, денежные активы и прочее имение. Какой бы ни была фирма – крупной или мелких масштабов, производственной или коммерческой направленности, государственной или частной – она должна в обязательном порядке пересчитывать перечень присутствующего на ней имущества посредством проведения инвентаризации. В бюджетных учреждениях данная процедура проводится с особой тщательностью.

Понятие инвентаризации

При этом объекты земельных участков с их зданиями, сооружениями, недвижимостью не подлежат обязательной годовой проверке, и бюджетное учреждение не обязано проводить инвентаризацию таких средств ежегодно – достаточно проверять их раз в три года.

Одновременно производится запись по списанию балансовой стоимости недостающего объекта по дебету счетов 010439420 «Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения», 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счета 010230420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения».

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Отражение в бюджетном учете операции по оприходованию оборудования, не учтенного на балансе учреждения

Одновременно производится списание недостающих материалов по балансовой стоимости: по дебету счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010531440 — 010536440);

Итак, мы рассмотрели объекты, подлежащие инвентаризации, и две задачи, которые необходимо решить при ее проведении: выявление соответствия объекта понятию «Актив» и признаков обесценения активов. А также остановились на нюансах, с которыми могут столкнуться должностные лица учреждений при решении этих задач.

Отдельно отметим такой объект для проведения инвентаризации, как счета для учета обязательств (0 502 00 000 «Обязательства»). Прямо на это ни в одном нормативном правовом документе не указано. Но говоря о проведении инвентаризации в целях составления годовой отчетности, следует понимать, что обязательства фигурируют в отчетных формах. Соответственно, перед их составлением счета санкционирования нужно проинвентаризировать.

Объекты, которые должны быть проинвентаризированы

Решение о том, что объекты не соответствуют понятию «Актив», может приниматься инвентаризационной комиссией*(4). Инвентаризационная комиссия при этом составляет Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835), который служит основанием для выбытия основного средства с баланса. На основании принятых комиссией решений бухгалтерией составляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833), в которой отражаются бухгалтерские записи по выбытию основных средств с баланса с одновременным отражением информации об указанных объектах имущества на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Другим нормативным документом является «Положение о ведении бухгалтерского учета и отчетности», утв. приказом Минфина № 34н от 29.07.1998 (ред. от 11.04.2018). Порядок, сроки ревизий, перечень проверяемого имущества компании утверждает непосредственно ее руководитель. Согласно п. 27 данного Положения, инвентаризация должна проводиться минимум 1 раз в год перед подведением годовых итогов и сдачей годовой отчетности. Исключение может делаться для:

Инвентаризация активов и обязательств организации

Инвентаризация активов и обязательств — важная процедура, позволяющая установить фактические остатки имеющегося имущества и точный размер имеющихся обязательств. По итогу проверки полученные результаты сопоставляются с данными бухгалтерского учета, выявляются расхождения, которые подлежат корректировке. Уточнение реальных остатков активов и обязательств дает представление о реальной картине имущественного положения организации.

provedenie_inventarizacii_aktivov_i_obyazatelstv_.jpg

Инвентаризация обязательств включает в себя проверку дебиторской/кредиторской задолженности и обоснованности отражения сумм на счетах бухгалтерского учета. Правильность отраженных сумм подтверждается актами сверки с контрагентами фирмы, с проверяющими государственными органами (ИФНС, ФСС и т.д.). Проверка начинается с составления справки о задолженностях, числящихся в бухучете: для этого рекомендуется применять Приложение к форме ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с поставщиками, покупателями и прочими дебиторами и кредиторами». Согласование сумм задолженности перед контрагентами осуществляется путем составления и взаимного подписания актов сверок. С момента подписания актов сверки начинает отсчитываться срок исковой давности согласно ст. 203 ГК, поэтому по результатам инвентаризации долги с истекшим сроком исковой давности могут быть списаны на финансовые результаты.

Рекомендуем прочесть:  Есть Ли В Пензенской Области Районы С Льготным Социальноэкономическим Статусом

Таким образом, в целях организации и ведения бухгалтерского учета актами организации утверждаются документы учетной политики, которые в том числе устанавливают порядок проведения инвентаризации активов, имущества, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета.

В силу ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» активы и обязательства учреждения подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок ее проведения, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательной инвентаризации (она проводится в соответствии с законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами).

Комментарий к письму Минфина РФ от 19.05.2020 № 02-07-10/41023.

Напомним, что в соответствии с п. 80 и 81 СГС «Концептуальные основы» инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и порядке, которые установлены субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризация активов является обязательным:

Проведение регулярных проверок на предприятиях, содержимых за счет казенных средств, является неотъемлемым процессом их хозяйственной деятельности. Значимость инвентаризации в бюджетных учреждениях обусловлена перечнем возможных ситуаций, подлежащих обязательному контроллингу со стороны руководства, а именно:

Значение для предприятия

  • пересчет и фиксация фактического наличия ОС;
  • сопоставление полученных данных с информацией бухгалтерского учета, внесенной ранее в программу «1С»;
  • установление расхождений и выявление недостач и излишков, если таковые имеются;
  • проверка объектов, непригодных к использованию;
  • выявление основных средств, которые не соответствуют критериям признания.

Инвентаризация ОС

Порядок проведения годовой инвентаризации в бюджетном учреждении по части основных средств, равно как при частной внеплановой проверке, включает в себя конкретные принципы анализа объекта обследования. Задачей такой проверки является:

В рамках этой статьи мы не будем акцентировать внимание на том, в каком порядке проходит инвентаризация, а поговорим об оформлении результатов инвентаризации и их отражении в бюджетном учете. Напомним, что по правилам бюджетного учета списанию с баланса учреждения подлежат нереальная к взысканию задолженность неплатежеспособных дебиторов и задолженность, по которой отсутствуют требования кредиторов. Списание задолженности со счетов бюджетного учета производится при наличии фактов, подтверждающих невозможность погашения задолженности, истечение срока исковой давности. При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе заключения экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Унифицированные формы можно дополнять графами и строками, другой информацией, но не изменять имеющуюся в них структуру и текст. целях подготовки годового отчета рекомендуется также проверить:- наличие и состояние инвентарных карточек (ф. ОС-6), инвентарных книг (ф. ОС-6б), описей (ф. ИНВ-1) и других регистров аналитического учета;- наличие и состояние технических паспортов или другой технической эксплуатационной документации;- наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду или на ответственное хранение. а практике инвентаризационной комиссии наиболее удобно использовать распечатанные бухгалтерией инвентаризационные описи (ф. ИНВ-1) с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация в бюджетных учреждениях

Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся: Этап Описание Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход.

Ссылка на основную публикацию