Задачи опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства полномочия и обязательства

Поскольку недееспособные физические лица по той или иной причине не имеют в перспективе реализовывать права, государством предусмотрен правовой институт опеки и попечительства. Воплотить в реальность его принципы и задачи призваны органы опеки и попечительства. Законодательством предоставлено право госоргану контролировать лиц (опекунов, попечителей), уполномоченных приобретать, осуществлять права (гражданские), соблюдать, защищать интересы, помимо прав личного характера, от лица недееспособных граждан.

  • защита недееспособных граждан, находящихся под опекой/попечительством
  • надзор (контроль) за опекунами (попечителями), юрлицами, осуществляющими уход за подопечными
  • осуществление функций надзора за имуществом подопечных (обеспечение целостности, сохранности)
  • разрешение споров между опекунами и подопечными
  • ежегодное утверждение отчетов попечителей/опекунов

    Задачи опеки и попечительства

    Специалистов для органов опеки и попечительства практически не готовит ни один вуз России. Как правило, они проходят краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых знакомятся с нормативно-правовой базой, разбирают наиболее сложные случаи из практики. Как показывает практика, этого недостаточно для решения кадровой проблемы.

    Практически во всех субъектах Федерации приняты законы, регулирующие вопросы опеки и попечительства, а в каждом муниципальном образовании должны быть приняты нормативные правовые акты по осуществлению работы по опеке и попечительству. Как правило, эти вопросы включаются в уставы муниципальных образований, однако во многих муниципалитетах они не урегулированы.

    Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства в Российской Федерации

    Анализ вопроса, поставленного в данной статье, позволяет говорить о том, что, во-первых, в науке семейного права дискуссионным остается вопрос непосредственно о правовой природе названного института, а именно, это гражданско-правовой, семейно-правовой либо комплексный институт? Последнее реформирование системы опеки и попечительства, повлекшее за собой внесение изменений и в гражданское, и в семейное законодательство, обусловило множество новых вопросов и только усилило актуальность темы.

    Тема опеки и попечительства очень актуальна на сегодняшний день, так как очень велик процент социально незащищенных людей, которые либо находятся под опекой или попечительством, либо нуждаются в них, однако вопрос этот не является исключительно российским, не чужд он и зарубежным правопорядкам. [5, с. 273]. Многие правоведы, анализируя нормы Российского законодательства, посвященные этому институту, и сравнивая их с практическим применением этих норм, находят множество несоответствий и противоречий.

    Жалоба на органы опеки и попечительства

    Органы опеки и попечительства должны защищать права граждан, уже находящихся под опекой или нуждающихся в ней. На них возложен надзор за опекунами, за гражданами, желающими усыновить ребенка и много других задач. Если органы опеки и попечительства превышают свои полномочия, вымогают взятку или у вас есть претензии к действиям (бездействию) должностных лиц-представителей органа опеки, вы можете написать на них жалобу.

    Рекомендуем прочесть:  Размер пенсии инвалиду детства

    Жалоба в прокуратуру должна быть зарегистрирована в течение трех дней с момента поступления. Решение по обращениям, не требующим дополнительной проверки, принимается в течение 15 дней. Максимальный срок для рассмотрения и принятия решения по жалобе составляет 30 дней с момента ее регистрации. Если жалоба не содержит сведений, необходимых для ее разрешения, она может быть возвращена заявителю в 7-дневный срок.

    Институт опеки и попечительства

    1. Защита прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством. Эта задача должна быть признана центральной, основной. Все меры, предпринимаемые как опекунами (попечителями), так и органами опеки и попечительства и другими органами и лицами, должны быть направлены на обеспечение прав и интересов находящегося под опекой (попечительством) гражданина. Этой задачей обусловлено содержание комплекса прав и обязанностей опекунов (попечителей), органов опеки и попечительства, ею предопределены и нормы об ответственности указанных субъектов.

    Учитывая, что усыновление (удочерение) является наиболее предпочтительной формой семейного устройства детей-сирот, процесс усыновления в Смоленской области пристально контролируется, в том числе для предотвращения злоупотреблений в этой сфере. Для обеспечения этого процесса ещё в 2004 году был предпринят ряд важных шагов по упорядочению ведения регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, своевременному предоставлению информации о детях, оставшихся без попечения родителей, региональному оператору муниципальными органами опеки и попечительства,, привидению в соответствие всех форм документации по процедурам усыновления (удочерения) согласно утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации типовым формам документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях.

    Положение Правительства от N 1346 — ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    1) выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, производить обследование условий их жизни, вести учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирать формы устройства детей, а также осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования;

    3) освобождать опекунов (попечителей) по их просьбе от выполнения ими своих обязанностей, если они не могут осуществлять таковых в силу болезни, изменения имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с подопечным или по другим уважительным причинам;

    Задачи опеки и попечительства

    Органами опеки и попечительства являются у органы местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка путем вынесения соответствующего решения назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над ним: При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (если ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечители) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.

    Рекомендуем прочесть:  Возврат денег за товар со скидкой

    Орган опеки и попечительства не вправе назначить опекуном (попечителем) лицо, которое по состоянию здоровья не может осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку (попечительство), определен в постановлении Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 и включает: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркоманию, токсикоманию, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета и др. При решении органом опеки и попечительства вопроса о назначении лица.опеку-ном (попечителем) ребенка должны учитываться также следующие обстоятельства: а) способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя);

    Опека и попечительство в гражданском праве (общ

    В соответствии с гражданским законодательством опекун несет имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе совершенным самостоятельно, если не докажет, что обязательство было нарушено не по его вине (п. 3 ст. 28). Подобным же образом опекун отвечает по сделкам, заключенным им от имени гражданина, признанного судом недееспособным.

    2. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

    Опека и попечительство

    Судья в порядке подготовки дела к судебному заседанию назначает судебно-психиатрическую экспертизу. По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается к материалам дела. В судебном заседании участвуют: сам гражданин, если это возможно по состоянию его здоровья, члены его семьи, прокурор, представитель органа опеки и попечительства.

    Опекун (попечитель) выражает свое желание в исполнении опекунских (попечительских) обязанностях в заявлении, адресованном в органы опеки и попечительства, с просьбой о назначении его опекуном (попечителем). В течении одного месяца после решения суда о признания лица недееспособным или об ограничении его дееспособности орган опеки и попечительства должен назначить опекуна (попечителя) и если лицо, выразившее желание стать опекуном (попечителем) соответствует по характеристике требованиям, то оно назначается опекуном (попечителем). Назначение опекуна (попечителя) может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.

  • Ссылка на основную публикацию