Взятки в образовании

Коррупция в сфере образования

Коррупцию в системе образования можно разделить на два уровня: низовой и высший. Коррупция на низовом уровне находит свои проявления непосредственно в процессе обучения: прием в учебные заведения, вступительные испытания, сдача промежуточных и выпускных экзаменов и проч. Коррупция на высшем уровне связана с системой аккредитации, лицензирования учебных заведений и, главным образом, с системой распределения бюджетных средств на финансирование системы образования (в частности, бюджетных средств, выделяемых на издание учебной литературы). Существует целый ряд причин существования и развития коррупции на низовом уровне. В их числе хотелось бы обратить внимание на следующие.

Коррупция в образовании: причины и пути преодоления

  1. Дать понятие коррупции, причины ее проявления и необходимости борьбы с ней.
  2. Воспитание нравственности, гражданской ответственности, честности, повышение социальной активности и гражданского самосознания школьников.
  3. Воспитание неприятия коррупции молодым поколением как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства.
  4. Развитие умений рассуждать и критически мыслить.

Коррупция в сфере высшего образования: как обойтись без взяток

В действительности, каждый второй студент дает взятки преподавателю. Выражаются они не только в денежном эквиваленте: кто-то покупает подарки (нередко по заказу педагога), кто-то приносит конверты со своими кровными, а кто-то и вовсе выполняет ремонтные работы на даче у своего научного руководителя. Так или иначе, коррупция в вузах настолько прочно вошла в студенческую жизнь, что сегодня на нее принято смотреть как на вполне обыденное явление, свойственное нашей системе образования.

Проблемы коррупции в сфере образования

Всего правоохранительными органами было зафиксировано 3117 правонарушений, включая взятки. Помимо этого, выявлено 1343 факта служебного подлога, более 300 фактов злоупотребления должностными полномочиями, 74 — превышения должностных полномочий, 33 — нецелевого расходования бюджетных средств.

Проблема коррупции в сфере образования: опыт социологического анализа

Очень важным является вопрос об отношении к коррупции, потому что он вскрывает социальные процессы, происходящие в обществе, касается нравственной составляющей рассматриваемой проблемы. Абсолютное большинство респондентов (75%) проявили высокую степень морального самосознания, отметив, что «коррупции следует избегать, потому что она деморализует общественные и властные структуры».

Коррупция в сфере высшего образования в России

В нашей стране продаются и поддельные дипломы о кандидатской и даже докторской учёной степени. Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки и Генеральная прокуратура Российской Федерации проверяют выдачу поддельных дипломов об учёных степенях, что снижает их число, но не ликвидирует полностью это социальное явление, разрушающее отечественную систему подготовки специалистов и учёных.

Рекомендуем прочесть:  Когда в личном кабинете налогоплательщика выставят счет по налогам на строение и имущество—

Коррупция в сфере образования как социальное явление: проблемы и пути их решения

Отрицательным последствием введения ЕГЭ является увеличение доли платного образования, так как теперь финансируется обучение тех, кто сдаёт ЕГЭ на высокий балл. И никто не гарантирует, что при определении «проходного балла» в ВУЗ его значение не будет завышаться с целью снижения финансирования. Следовательно, можно сделать вывод, что Единый государственный экзамен- это не выход из столь тяжелого положения- высокого уровня коррумпированности в образовании.

Можно ли победить коррупцию в высшем образовании

Однако нельзя просто взять и отчислить таких студентов. Для администрации университета беззаботная молодёжь — ресурс для продвижения вуза. На это накладывается и зависимость вуза от министерства образования. Отчисление студентов грозит университету урезанием бюджета, а значит придётся идти на сокращения в преподавательском коллективе.

Противодействие коррупции в сфере образования

Коррупционным в большинстве случаев является также ремонт зданий и помещений средних общеобразовательных школ, закупки мебели и оборудования для них. Все эти действия также как и школьное питание, осуществляются на конкурсной основе, а выигрывают конкурсы в большинстве случаев аналогичные посредники. Они заключают контракты, чаще всего, не с директорами школ, а с их кураторами в органах образования. Часть стоимости контракта такие посредники оставляют себе, часть передают чиновникам органов образования, а на оставшиеся финансовые средства нанятые этими посредниками организации делают ремонты зданий и помещений школ, осуществляются закупки мебели и оборудования для школ. В некоторых случаях родители школьников бывают вынуждены принимать личное или финансовое участие в ремонтах школ для сохранения хорошего отношения директоров и учителей к своим детям. Признаки коррупции в таких действиях можно усмотреть в том, что финансовые средства государственного и муниципальных бюджетов тратятся неэффективно, нередко нецелевым образом, на эти средства средние общеобразовательные школы получают услуги существенно более низкого качества и в более низких объёмах, чем могли бы при полном расходовании бюджетных средств по целевым назначениям. Кроме того, коррупционным является обогащение посредников на распределении бюджетных средств, которое не может быть коммерческой деятельностью, и повышение благосостояния государственных и муниципальных служащих образования от передаваемых им посредниками денег.

Взятки в образовании

В общем: Наиболее распространенными формами коррупционных преступлений в образовании являются: нецелевое использование и хищение бюджетных средств, злоупотребление и превышение должностных полномочий, получение и дача взятки, изготовление и сбыт поддельных дипломов, использование заведомо подложных дипломов о высшем образовании, совмещение государственной и муниципальной службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях.

Коррупция власти

Мы, понимая то, что не одни находимся на этом поле, проводим мероприятия, связанные с привлечением представителей общественных организаций. 29 апреля 2010 г. у нас в Департаменте экономической безопасности состоялся круглый стол, в работе которого приняли участие 12 представителей общественных организаций антикоррупционной направленности и члены Общественной палаты РФ.

Рекомендуем прочесть:  Возврат товара от неплательщика ндс

Можно ли победить коррупцию в образовании

На основе анализа различных источников [6] мы хотели бы предложить следующую классификацию: Во-первых, возможно выделение коррупционных отношений а) непосредственно в образовательном процессе, а также в б) сфере административной и хозяйственной деятельности образовательной организации по обеспечению образовательного процесса. Во-вторых, в зависимости от типа образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, можно выделить коррупцию, существующую: – в дошкольных образовательных организациях (чтобы устроить ребенка в детский сад в Татарстане за услугу попросят 5 тыс. руб., а в Башкортостане – 8 тыс. руб.); – в общеобразовательных организациях (поступить в престижную школу в Москве стоит от 50-100 тыс. рублей, «помочь» ребенку, сдающему экзамен по биологии в ингушской школе, стоит от 15 тыс. рублей, В Санкт-Петербурге ЕГЭ можно купить за 50-80 тыс. рублей.); – в образовательных организациях высшего образования (за поступление в МГУ взятка может достигать 1,5 млн. рублей, В Казанском государственном архитектурно-строительном университете получить удовлетворительную оценку на экзамене можно за сумму в 3 тыс. рублей). В-третьих, в зависимости от наличия полномочий можно говорить о коррупции лиц, обладающих управленческими полномочиями в образовательных организациях и не обладающих ими. В-четвертых, в зависимости от количественного состава, можно говорить об односторонней коррупции или многосторонней.

Коррупция в учебных заведениях

Низкие зарплаты учителей и ограниченное число хороших государственных учреждений представляют собой главную проблему образовательной системы и объясняют нынешние масштабы коррупции. Директора школ смотрят на это сквозь пальцы, так как взятки являются неким дополнительным средством удержания преподавателей на такой низкооплачиваемой работе.

Коррупция в образовании: где место России

Уязвимым местом в системе российского образования в Transparency International называют этап сдачи вступительных экзаменов. До поступления абитуриенты часто занимаются с преподавателями из нужного им вуза, увеличивая свои шансы на успех. Согласно опросу, проведенному в 2010 году в 18 крупнейших вузах Москвы, 40% студентов ощущали необходимость дать взятку преподавателям факультета.

Образовательная» взятка

С нарушениями, конечно, надо бороться. Это требует усилий и со стороны ВУЗа в выстраивании системы противодействия коррупции, и это, конечно, проблема на министерском уровне. Но принципиально неверно сидеть и ждать, когда министр начнет бороться, а самому пока брать взятки. Начинаем с себя. Если вы воспитаны, если в ВУЗе создана система, которая вам просто не позволит заниматься такого рода нарушениями, то это исключает негативные факты и обстоятельства. Поэтому мы сейчас предпринимаем максимум усилий, чтобы сделать процесс обучения прозрачным, понятным, чтобы и дети, и родители могли контролировать то, как идет процесс обучения. И эта ответственность налагается и на преподавателя, и на администрацию ВУЗа.

Ссылка на основную публикацию