Государство и право арабского халифата

Государство и право Арабского Халифата

Обязательственное право еще не сложилось в полном объеме, но в подходе к решению ряда конкретных споров определялись некоторые важные принципы — запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества. Имелись некоторые различия в подходе авторитетных правоведов к основаниям возникновения и содержанию обязательств. Хотя в главном они были едины. Основаниями возникновения обязательств считались: волеизъявление двух сторон, т. е. договор; одностороннее волеизъявление, например обещание или обет; проявление недобросовестной воли, например умышленное повреждение чужого имущества. Предметом договора не должно было быть действие, в чем-либо нарушавшее шариат. Договоры делились на необменяемые и обменяемые (по воле одной из сторон). Так, договор купли-продажи в принципе признавался необменяемым, но мог быть обменен в семи случаях (например, односторонне расторгнут, пока продавец и покупатель не разошлись). Заключение договора не требовало особой формы. Исключение составляли два контракта: заключение брака и договор купли-продажи с доставкой товара спустя определенное время. В этих случаях необходимо было присутствие свидетелей или письменное оформление.

Государство и право арабского халифата

Спорным источником является кияс — решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс способствовал освобождению шариата от теологических наслоений. Но в руках судей порой был орудием произвола. Некоторые мусульманские течения не признавали кияс в качестве источников права.

Государство и право арабского халифата

Объединению арабов способствовало возникновение в VII в. новой монотеистической религии – ислама («покорность Богу»). Основателем ислама стал сын торговца из Мекки Мухаммед («пророк», «вдохновенный»). Он не отвергал учения Авраама, Моисея и Христа, а считал себя их продолжателем; кроме того, он провозгласил арабов единым народом независимо от их племенного происхождения.

Государство и право арабского халифата

Сунна — сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права. Впоследствии отношение к этому источнику в мусульманском мире стало неоднозначном: мусульмане-шииты признают не все хадисы.

Рекомендуем прочесть:  Сколько Баллов В Пф При Уходе За Ребенком Инвалидом

История государства и права Арабского халифата

В борьбе за власть и утверждение своего учения Мухаммеду пришлось выдержать нелегкую борьбу с мекканской знатью, увидевшей в его проповедях реальную угрозу своей власти. Он объявил себя очередным пророком наряду с Адамом, Ноем, Моисеем, Христом, через которых Всевышний, единый в своей сущности, ниспосылал людям свои откровения. Эти откровения, служившие утверждению культа Аллаха и нового общественного порядка, объявлялись незыблемыми, как непререкаемыми становились слова и поступки пророка, через которого божественная благодать снисходила на правоверных. Отсюда родилась формула мусульманской веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его».

Портал Юристъ — Ваш успех в учебе и работе

Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников.

Государство и право арабского халифата

Основные черты права Халифата. С возникновением Халифата возникло и его право — шариат («надлежащий путь»). Право выступало как часть религии. Основные источники права: Коран — главная священная книга ислама, для которой характеры религиозно-моральные установки. Сунна — сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда. Иджма — решения авторитетных мусульманских правоведов. Фетва — письменные заключения религиозных авторитетов.

Реферат: Арабский Халифат

Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов («заместителей пророка»).

Право Арабского Халифата

Мусульманские правоведы не ставили жестких условий, касающихся формы выражения воли сторон в договоре. Согласие сторон на вступление в договор, условия договора могли быть выражены в документе, устно и в виде неофициального письма. В шариате подробно регламентировались различные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз и т.д. В связи с широким развитием торговли одним из наиболее разработанных договоров была купля-продажа. О правомерности торговли «по взаимному согласию» говорилось еще в Коране (4,33).

Арабский Халифат и мусульманское право

Мульк- частные земельные владения. Поскольку права владельцев этих земельных наделов были очень обширны, эти земли фактически принадлежали им на праве частной собственности. В разряд этих земель входили земли, население которых приняло ислам после завоевания; земли, завоеванные мусульманами и перешедшие к победителям в силу того, что прежние владельцы их были убиты или бежали; позже — наследственные земельные пожалования арабским военачальникам и местной аристократии.

Рекомендуем прочесть:  Образец протокола собрания снт

Государство и право арабского халифата

Через 30 лет после смерти пророка ислам разделился на три большие секты, или течения, — на суннитов (опиравшихся в богословских и правосудных вопросах на Сунну — сборник преданий о словах и поступках пророка), шиитов (считали себя более точными последователями и выразителями взглядов пророка, а также более точными исполнителями предписаний Корана) и хариджитов (взявших за образец политику и практику двух первых халифов — абу Бакра и Омара).

Государство и право Арабского Халифата

Проповедь строгого монотеизма и тесно связанная с ним универсальность новой веры, провозглашавшей равенство всех своих последователей независимо от их происхождения и родоплеменной принадлежности, нашли отклик у тех представителей общества, которые стремились к централизации и возвышению Аравии. В первую очередь это были средние и бедные слои населения. Вскоре к новой мусульманской правящей элите примкнула старая родоплеменная и купеческая знать, убедившись в том, что новая религия не угрожает их интересам.

Государство и право Арабского халифата в Средние века

Эволюция государства и права Арабского Халифата имела такие внешние отличия, как меньшая степень динамизма («застойный характер развития»), особая устойчивость общественных отношений с преобладанием верховной собственности государства на землю и общинным землевладением, безраздельное господство монархической формы правления, имевшей зачастую характер восточной деспотии, преобладание черт раннего состояния права.

Библиотека Гумер — Право и Юриспруденция

Важную роль в жизни Халифата играли города; в стране шел интенсивный процесс отделения ремесла от сельского хозяйства и развития феодального города как центра товарного производства. При этом необходимо отметить рост техники текстильного, керамического, парфюмерного и бумажного ремесел, а также обработки металлов. Все более расширялся товарооборот, возросла караванная торговля, в том числе и внешняя с Индией, Китаем, со странами Восточной Европы, в том числе и с Русью (с IX в.), и со странами побережья Средиземного моря. В связи с этим получила развитие система кредита, употребление чеков и обменные операции у менял.

Государство Халифат в VII-X вв

Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало везиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, везиры постепенно сосредоточили в своих руках управление и тем самым оттеснили в определенной мере халифов от реальной власти.

Ссылка на основную публикацию