Возврат отгруженного товара

О возврате товаров, обратной реализации и программе, «которая так не делает»

Если стоимость возвращаемых товаров прогоняется через счет 76 (без использования счета 90), стандартная бухгалтерская программа не позволяет автоматически сформировать счет-фактуру на стоимость этих товаров. Чтобы его сформировать, она (программа) «требует» провести возврат как реализацию. И многие бухгалтеры воспринимают это как аргумент в пользу того, что счет-фактура выписывается только в том случае, если речь идет об обратной реализации.

Возврат товара поставщику: проводки по бухгалтерии

В БУ порядок отражения возврата покупателем зависит от момента обнаружения брака. Если несоответствия выявлены до принятия к учету ценностей, то составляется акт, и товар возвращается поставщику. Право собственности остается за продавцом. Покупатель оприходует товар на забалансовый счет 002 «ТМЦ на ответственном хранении», а при возврате – списывает их с кредита. Проводкой ДТ51 КТ76 отражается получение денег от поставщика по претензии. Таким образом, в БУ нужно отобразить всего три операции:

Возврат товара поставщику: проводки

Причины возврата товара поставщику могут быть самые разные: от брака, обнаруженного при приемке, до возврата нереализованных остатков. Как возврат товара отражается в бухгалтерском учете продавца и покупателя, применяющих ОСН, расскажем в нашей консультации.

Возврат непроданного товара поставщику

Выход, которым возможно воспользоваться в данной ситуации, – договориться с продавцом о возврате всего товара или его части. Данная хозяйственная операция не предусмотрена Гражданским кодексом РБ (далее – ГК), и реализовать ее можно только по договоренности сторон.

Возврат товара поставщику

  1. брак или несоответствие обнаружилось непосредственно при приемке, вы просто не принимаете у поставщика некачественный товар,
  2. основания для возврата выявлены сразу, но вы все равно вынуждены принять продукцию ненадлежащего качества, чтобы позднее вернуть ее поставщику,
  3. плановые обратные поставки, например, по условиям договора поставщик может регулярно забирать у вас обратно товары, которые вы не успели реализовать до истечения срока их годности.
Рекомендуем прочесть:  Граждане российской федерации имеют право участвовать в управлении

Возврат товара: возможны варианты

«Если процедура передачи товара полностью выполнена, – говорит Сергей Данилин, – то переход права собственности считается состоявшимся и товар считается реализованным. С этого момента покупатель становится собственником товара. А значит, передать его обратно поставщику он может только в форме «обратной продажи». Для этого с поставщиком придется заключить договор купли-продажи, согласно которому прежний покупатель превратится в продавца, а прежний продавец будет являться покупателем. На отгруженную продукцию новоиспеченный продавец в обычном порядке оформит все необходимые документы. А фирма, которой вернули товар, в обычном порядке оприходует его. Соответственно, каждая из сторон сделки заплатит с нее все положенные по налоговому законодательству налоги».

Возврат товара поставщику

Правила возврата товаров от покупателя поставщику, если они оба являются юридическими лицами, регулируются гражданским законодательством – ГК РФ. Возврат партии товара организации происходит на основе договора поставки или договора купли-продажи. В договоре прописывают основные данные продукта – его количество, характеристики, ассортимент и комплектация.

Как правильно оформить возврат товара поставщику (нюансы)

Ст. 518 и 475 ГК РФ наделяют покупателя некачественного товара определенными правомочиями, в том числе правомочием вернуть товар поставщику. Следует иметь в виду, что если товар имеет несущественные недостатки (которые могут быть легко устранены), вернуть товар можно исключительно с целью устранения этих недостатков.

Налоговые сложности при возврате товара

Такой подход основан прежде всего на нормах Налогового кодекса. Ведь гл. 21 НК РФ предписывает при получении возвращенного товара не корректировать налоговую базу по НДС, а показывать вычет нового входного налога. Да и Правила ведения журналов учета счетов-фактур предписывают покупателям при возврате принятых на учет товаров регистрировать в книге продаж счета-фактуры, выставляемые продавцу. Кроме того, давая разъяснения по вопросам выставления счетов-фактур при возврате товаров, контролирующие ведомства ссылаются на часть первую Налогового кодекса, а точнее — на ст. 39 НК РФ. В ней сказано, что реализация товаров — это переход права собственности на них. И поэтому каждый случай перехода права собственности должен рассматриваться именно как реализация. При продаже товара право собственности переходит от продавца к покупателю. А при возврате товара это право переходит второй раз — от бывшего покупателя к продавцу.

Рекомендуем прочесть:  Садоводческое некоммерческое товарищество это

Порядок документального оформления возврата некачественных товаров

Следовательно, с 1 января 2013 года упразднена обязанность применять в учете унифицированные формы первичных документов, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 г. № ПЗ-10/2012).

Возврат бракованного товара в учете продавца

В случае если осуществляется замена какой-либо позиции из поставленной партии, продавцом выставляется корректировочный счет-фактура (п. 3 ст. 168, п. 13 ст. 171, п. 10 ст. 172 НК РФ). При этом следует оформить соглашение об изменении количества первоначальной партии товара. А в периоде замены продавцу необходимо выставить новый счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж в периоде замены.

НДС при возврате товара поставщику

Пример. Организация «Монолит» отгрузила партию брусков по цене 800 рублей за штуку в количестве 500 единиц (400 000 рублей) покупателю ООО «Прибор». Покупатель оплатил всю партию авансом. Приемка товара выявила бракованные изделия в количестве 10 штук. Какие записи в бух.учете ООО «Прибор» появятся в случаях оприходования и неоприходования всей партии?

Возврат товаров: учет и оформление

Торговые организации, пользуясь статьей 518, 475 ГК РФ, выставляют претензию поставщику бракованного товара. В претензии выставляются все убытки покупателя, в том числе уплаченный поставщику НДС и убытки по возврату продукции (п. 7 Временной методики определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров, сообщенной письмом Госарбитража СССР от 28.12.1990 № С-12/НА-225).

Возврат отгруженного товара

Передача на реализацию скоропортящихся товаров чревата тем, что ваш партнер попросту не успеет их продать до истечения срока годности. Именно поэтому в таких ситуациях фирмы, как правило, заключают договор, предусматривающий возврат испорченной продукции. Как оказалось, вернется он обремененный налоговыми хлопотами. Учет операций по возврату товара зависит от условий договора поставки, а именно от порядка перехода права собственности на него: либо право собственности на товар переходит от продавца к покупателю после того как товар будет отгружен, либо после отгрузки и оплаты товара покупателем.

Тонкости учета возврата товара

В случае существенного нарушения требований к качеству покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы либо потребовать замены товара на качественный товар в соответствии с договором (п. 2 ст. 475 ГК РФ).

Ссылка на основную публикацию