Содержание
Как обычно отвечаю на всеми интересные и волнующие вопросы и сейчас поговорим о Есть ли отличия профессионального общения с лицами с овз от профессионального общения с лицами без инвалидности? и методах решения данной ситуации. Почему я могу с уверенность отвечать на самые разные вопросы, потому что имею большой опыт в юридическом поле, более 11 лет. Если потребуется проработать более серьезные вопросы, то могу спросить у своих коллег. Некоторые сферы могут требовать немедленного ответа, по этой причине есть онлайн чат, в котором можно быстро получить нужный ответ. И как всегда лучшим решением будет для Вас узнать в комментариях у постоянных подписчиков, которые, возможно, уже раньше сталкивались и решили данный вопрос и поделятся с Вами его решением.
Предупреждаем, что данные могут быть неактуальными в момент прочтения, потому как все быстро изменяется, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех интересующих вопросов.
Возвращаясь же к вопросу об этике общения и работы с людьми с ограничениями здоровья, хочется вновь повторить, что главное при взаимодействии с ними – это уважение, доброжелательность и стремление помочь. Проявляя вежливость, такт и непредвзятость, вы сможете преодолеть любую неловкую ситуацию, исправить допущенную вами оплошность, помочь собеседнику почувствовать себя спокойно.
1.Независимая жизнь – это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, иметь свободу выбора и свободу доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию, возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями.
Предварительный просмотр:
Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.
С учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать трудности с освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется значительное время для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует выбирать способ и программу обучения, стандартных решений в данном вопросе нет.
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка.
Расшифровка аббревиатуры ОВЗ в образовании
В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. Необходимо понимать насколько ребенок с заболеванием ОВЗ сможет адаптироваться в традиционной среде и не будет ли подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны других детей.
Как правило, родители не спешат с получением инвалидности для своего больного ребенка, считая, что подобный шаг поставит крест на его дальнейшей жизни. Однако, такое мнение ошибочно. Несмотря на то, что инвалиды относятся к ОВЗ, полученный статус дает ряд существенных преимуществ и льгот, на которые лица с ОВЗ не имеют прав.
Дети с ОВЗ
С точки зрения психологов, употребление термина «ограниченные возможности здоровья» менее пагубно влияет на ребенка, чем термин «инвалид». Если первый — это нераскрытый потенциал, то второй — окончательный диагноз. ВОЗ согласна с такой точкой зрения и призывает не наклеивать ребенку ярлык инвалида, а работать с конкретным нарушением и его последствиями.
Дети с инвалидностью
В конце декабря 2012 года был принят новый закон об образовании в нашей стране. Помимо многочисленных споров о стандартах обучения, он неожиданно вызвал шквал критики и обвинений в дискриминации. Проблема заключается в том, что в тексте нового закона речь идет только о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и не упоминаются о детях-инвалидах. И хотя большинство наших соотечественников (как и авторы закона) уверены, что дети-инвалиды и лица с ОВЗ — это одна и та же группа, такое мнение в корне неверно.
В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.
Расшифровка категорий ОВЗ в образовании
Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.
Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.
К сожалению, сегодня учащихся школ для слепых и слабовидящих ограничивают весьма скудным набором видов профессиональной деятельности. В будущем им предлагают освоить массаж, заниматься переплетными, картонажными, электромонтажными и машиносборочными работами; кройкой по лекалам, шитьем, плетением и вязанием; ручной обработкой металла и пластмассы (резать, плавить, штамповать и так далее); расфасовкой, укладкой и упаковкой различных заготовок, полуфабрикатов и готовых продуктов, а также наклейкой ярлыков.
Профессиональное самоопределение детей с ОВЗ имеет огромное значение. При наличии проблем со здоровьем правильный выбор вида деятельности особенно важен, так как некорректные установки и стереотипы у подростков с инвалидностью могут спровоцировать:
Задачи профориентолога
- возможность самостоятельного выбора и анализа информации;
- базовое и углубленное (согласно возрасту) понятие о сферах деятельности и профессиях – фундамент для самоопределения;
- умение самостоятельно решать, кем стать;
- инструменты для самопознания и возможность определять с их помощью наличие у себя способностей и талантов, которые необходимы для той или иной профессии;
- навыки выполнения практических элементов некоторых видов деятельности;
- возможность тренировать умение работать индивидуально и в составе команды.
При ограниченных возможностях дети отличаются определенными нарушениями в физическом или психоэмоциональном развитии. Отклонения препятствуют больным получить образование и функционировать без обеспечения особых условий. ОВЗ – наиболее простая форма нарушений. С ней малыш не целиком ограничен в жизнеспособности, лишь нуждается в обеспечении определенных условий.
Понятие «Дети с ограниченными возможностями»
- Методика проектов. Он направлен на повышение интереса к процессу и формированию позитивной мотивации к образованию.
- Индивидуальная программа обучения малыша. Методики разрабатывают на основании всех особенностей малыша – физических, интеллектуальных. Медико-педагогическая комиссия очень важна для определения личностной направленности в обучающей сфере.
- Психолого-педагогическая диагностика состояния лица с ОВЗ. Результаты проведения пригодятся в процессе взаимодействия с психологом.
- Дошкольное образование. В ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» указывается, что каждый гражданин страны имеет право на доступное получение знаний. Там же введено понятие «инклюзивного образования». Оно характеризуется обеспечением одинакового доступа к обучению для всех детей и подростков с учетом разнообразия особых потребностей в образовании и их личностных особенностей и возможностей.
- Интегрированная обучающая деятельность для малышей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей много особенностей, которые отличают их от здоровых. У них заниженная самооценка, обостренно восприятие, они часто держатся поодаль от общественных групп и скоплений людей. Поэтому учителя и педагоги не только обучают детей различным предметам, но и занимаются их воспитанием.
- Сопровождение учителей при осуществлении инклюзивного обучения. Это означает, что процесс получения знаний детей проходит в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками.
Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ
- нарушение зрения;
- проблемы с функционированием органа слуха;
- дефекты речи;
- заболевания опорно-двигательной системы;
- аутизм;
- отклонения в умственном развитии, приводящие к отсталости по сравнению со сверстниками;
- нарушения в психическом развитии.
Конечно, в зависимости от диагноза, есть своя специфика общения. Так, мальчики и девочки с расстройством аутистического спектра на контакт идут осторожно. Важно руководствоваться их желаниями, помнить, что они сторонятся всего нового, долго привыкают. Хорошо, если ребёнок с таким недугом идёт в первый класс со своей группой детского сада. Тогда ему намного комфортней, он знает ровесников, привык к ним, и процесс адаптации будет намного легче. Отделять от коллектива таких ребят нежелательно.
Дети с ДЦП интеллектуально сохранённые. Хотя они и выглядят физически по-другому, но от них жалоб практически нет. Они добрые, отзывчивые, идут на контакт с другими детьми.
А есть ребята, например, с диабетом. Им нужно чуть не каждый час мерить уровень сахара в крови. Проблем с дружбой, с общением у них не наблюдается. А по успехам в учёбе, общим знаниям, кругозору они дадут фору многим.
В любом случае, главное — общение на равных, с любовью, уважением. От этого зависит, замкнётся ребёнок с ОВЗ в себе или будет чувствовать себя полноценно.
Он рассказывал свою чудовищную историю. Очень показательна. Он говорил: «Вы только не молитесь за мое выздоровление, исцеление. Все, что угодно, только не это!» Поразительно? А у него есть объяснение. Мой друг, будучи подростком, состоял в железнодорожной банде. Банда грабила поезда, и хотя в советские времена такое явление было редким, тем не менее. Парень, в основном, был на шухере. Повзрослев, переехал в Москву и организовал притон. Девицы определенного рода занятий, наркотики… И вот однажды попадает в аварию с серьезными переломами, травмами; полгода лежал в больнице. Но его восстановили.
«Не молитесь о моем выздоровлении»
Возможно, что за каждым инвалидом какая-то история. Я встречал инвалидов, которые с благодарностью приняли свою судьбу.
Я видел девушку-колясочницу, она из интерната, с 15 лет в инвалидном кресле. И искренне прощала своих родителей, которые ее бросили, говорила, что любит их и ей ничего не надо, только знать, что с ними все в порядке.
- Самооценка и внутреннее состояние человека отличаются нестабильностью и взвинченностью. В связи с этим необходимо обращаться исключительно к личности, а не к сопровождающему, педагогу или иному сотруднику.
- При встрече нужно пожимать руку, использовать все жесты и мимику, которые используются с полноценными людьми. Тем самым Вы подчеркнете, что инвалид – нормальный член общества.
- Если гражданин получил инвалидность по слуху или зрению, нужно либо озвучивать, либо показывать всех, кто пришел. В процессе беседы необходимо объяснять, к кому Вы обращаетесь.
- Если человек находится на коляске, необходимо располагаться так, что Вы смогли поддерживать зрительный контакт.
- Предлагайте свою помощь, но не начинайте действовать без согласия того, кому Вы хотите помочь. Необходимо так же уточнить, что и как нужно сделать, чтобы не навредить.
- Всегда слушайте человека, будьте внимательными и чуткими, не притворяйтесь, если Вам в действительности не интересно. Если что-то непонятно, то нужно переспросить, уточнить информацию.
Особенности контакта с инвалидами
В процессе общения можно иногда преподносить символичные подарки, помогать продуктами, лекарствами, приспособлениями. Кроме того, постарайтесь объяснить человеку, что необходимости откладывать «на черный день» нет, Вы сможете сами обеспечить достойную старость и дальнейшую жизнь в случае необходимости. Опора и поддержка – вот что важно и нужно в сложившейся ситуации.
Скупость
На практике она касается пожилых людей, в отношении инвалидов не действует, ведь ее причиной выступают необратимые изменения головного мозга. Если забывчивость проявляется не так сильно и не касается основной информации и данных о личности, то беспокоиться не стоит, это нормальное явление. Если же Вас это начинает беспокоить, явление приобретает серьезные масштабы, обратитесь к врачу, в противном случае могут возникать риски для жизни и здоровья человека.