Ситуация защиты прав ребенка

Гарантии защиты детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях

Необходимо особо подчеркнуть важную роль не только государственной, но и общественной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Механизм такой защиты предусмотрен Федеральным законом от 10.07.2008 № 86-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного задержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного задержания». Законом предусмотрено, что общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного задержания осуществляют общественные наблюдательные комиссии, создаваемые в субъектах РФ; содействие лицам, находящимся в местах принудительного задержания, оказывают общественные объединения.

В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия суд, принимая решение о применении указанных мер, за исключением такой меры, как помещение в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, вправе признать необходимым проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Конечно, со временем число законов, предназначенных для защи­ты прав ребенка, возрастет. Но дело не в их количестве. Важно, чтобы они были именно законами со своей присущей им спецификой. С другой стороны, их следует нацеливать на решение задач не только сего­дняшнего дня, но и на ближайшую перспективу. Во всяком случае но­вые семейно-правовые акты не должны быть тормозом в деле развития цивилизованных отношений, связанных с правильно понимаемой и имеющей приоритетное значение защитой прав ребенка, что непо­средственно относится к качеству подрастающего поколения. Именно под таким углом зрения следует критически оценивать действующий СК РФ, который, естественно, безупречным в своих деталях быть не может, ибо только годы испытывают любую правовую норму на проч­ность, только со временем обнаруживаются ее отдельные недостатки. Вот почему рассматривать конкретные положения, связанные с защи­той прав ребенка, следует не абстрактно, а в прямой связи с правопри­менительной практикой. Причем замечания в адрес СК РФ и отдель­ных его предписаний полезно сгруппировать, особо выделив наиболее важные из них. Сюда можно отнести направления, которые связаны, во-первых, с существующими пробелами в регулировании отношений по защите прав ребенка Кодексом; во-вторых, с наличием норм, за­трудняющих защиту интересов ребенка в семейно-правовой сфере; в-третьих, с наличием в СК РФ неработающих правил.

Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормально­го духовного и физического развития ребенка. Тем более что Конвен­ция ООН «О правах ребенка» 1989 г. содержит следующее положение: «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, преду­смотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком» (п. 1 ст. 2). Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка в действитель­ность, проявленная на международном уровне, понятна, ибо мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений, их способ­ностью на должном уровне поддерживать жизнь человека.

Рекомендуем прочесть:  Льготы военнослужащих для семей

Статья 15

Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.

1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Защита прав ребенка

Досуговые внеклассные мероприятия способствуют сплочению коллектива, дают возможность общаться друг с другом во внеурочной деятельности, проявить талант и открыть что-то новое в своих одноклассниках. Сегодня стоит пред школой задача – научить ребенка уважать в себе личность, в другом и принимать ее такой, какая она есть. Тематические классные часы: «Как повысить культуру речи», «Учимся разрешать конфликты», «Мои нравственные ценности» позволяет формировать у учащихся навыки речевого общения, учат искусству ведения споров, дают детям опыт личного проживания ситуации общения со «своими» и «чужими», дают возможность пересмотреть и изменить прежние негативные представления о том, кто воспринимается как чужой. Уже с ранних школьных лет в школе у учащихся необходимо формировать правовое сознание, развивать гражданские качества толерантные установки. В школе должны проходить выборы уполномоченного по правам ребенка, который является необходимой связкой, усиливающей активизирующий диалог власти и общества, а также разработана программа, координирующая деятельность гражданско-правового воспитания.

Родители и учащиеся могут обратиться к уполномоченному, написать жалобу. В школе ведется прием жалоб, консультирование учащихся, учителей и родителей, работает телефон доверия. Работа в этом направлении позволяет защитить права ребенка от психического насилия со стороны учителей и родителей. В школах должны работать Детские службы примирения – это часть системы ювенальной юстиции и модель профилактики правонарушений среди несовершеннолетних участников конфликта и криминальных ситуаций. Основные сотрудники школьных служб примирения – дети-волонтеры, прошедшие специальную подготовку в роли посредника при разрешении конфликтов. Участники конфликтной ситуации добровольно оформляют заявку для посредничества, затем заполняют примирительный договор. Волонтеры следят за исполнением договора. Учащиеся учатся вести диалог между сторонами при поддержке посредника, обсуждать не вопросы вины и наказания, а интересы сторон, их потребности, возникшие у них в связи с произошедшей ситуацией, способы предупреждения подобных ситуаций. Большую роль в подготовке волонтеров играют уроки самопознания и сотрудничества в рамках программы по толерантности, которая предусматривает особое построение занятий: психогимнастические упражнения, мотивация, интерактивные упражнения, подведение итогов.

Проблемы защиты прав ребёнка

Определённые меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних в соответствии с Законом Красноярского края от 31.10.2002 г. № 4-608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В частности, она наделена правом предъявлять в суд требования о лишении родительских прав.

Рекомендуем прочесть:  Дарение жилого дома родственнику

Юрисдикционная форма защиты прав ребёнка — это такая деятельность уполномоченных государством органов и должностных лиц по защите нарушенных или оспариваемых прав ребёнка. В рамках юрисдикционной формы выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Защита прав ребенка — (материалы для проведения родительского собрания)

Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не всегда знают, как поступить в той или иной ситуации, как защитить свои права. Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к своим родителям, чаще всего пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда переоценивая свои возможности и переступая «линию дозволенного», что приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям. Переживания могут повлечь за собой те или иные заболевания, подорвать физической или психическое здоровье.

Каждый ребенок, в соответствии со ст. 57 СК РФ, вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего свои интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных статьями 59 (изменение имени и (или) фамилии ребенка), 72 (восстановление родителей в родительских правах), 132 (усыновление), 134 (изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка), 136 (запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка), 143 (изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления), 145 (назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет) Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Суть нарушения прав ребенка, защита

Общение с родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами, тетями, дядями и другой родней имеет большое значение для формирования личности несовершеннолетнего. Раздельное проживание матери и отца вследствие развода или других обстоятельств, личные неприязненные отношения между родственниками не могут влиять на права ребенка.

Детство – это важный этап в жизни каждого, период становления моральных, духовных и других личностных качеств. В то же время, малолетние и несовершеннолетние граждане – одна из наиболее уязвимых категорий населения. Поэтому закон уделяет так много внимания определению понятий, признакам ущемления прав детей, а также их гарантированию. Что же является нарушением, и где искать защиту при несоблюдении детских прав?

Ссылка на основную публикацию