Содержание
- 1 Вред здоровью причиненный окружающей средой
- 2 Электронная библиотека
- 3 ЭКО-бюллетень ИнЭкА
- 4 Вред здоровью причиненный окружающей средой
- 5 Возмещение вреда, причиненного здоровью человека
- 6 Возмещение вреда, причиненного здоровью человека экологическим правонарушением Текст научной статьи по специальности — Государство и право
- 7 Вред здоровью причиненный окружающей средой
- 8 Вред здоровью причиненный окружающей средой
- 9 Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде
- 10 Юридическая ответственность за экологические правонарушения
- 11 Вред здоровью причиненный окружающей средой
- 12 Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды
- 13 Механизм возмещения вреда окружающей среде
- 14 Вред здоровью причиненный окружающей средой
- 15 Статья 79
Вред здоровью причиненный окружающей средой
Законодательство устанавливает принцип полного объема возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды. Так, в соответствии со ст. 89 Закона «Об охране окружающей природной среды» при определении величины причиненного здоровью граждан вреда учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией. Что касается полного возмещения вреда, причиненного имуществу граждан аналогичными воздействиями, то согласно ст. 90 Закона «Об охране окружающей природной среды» при этом учитываются прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.
Электронная библиотека
Расходы на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций планируются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ. Судя по всему, в эти суммы изначально не закладываются возможные компенсации населению. Не производятся они и в реальной жизни.
ЭКО-бюллетень ИнЭкА
Комментарии кандидата юридических наук, доцента, докторанта юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Васильевой М. И. к законодательным актам РФ в области защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Далее >>>
Вред здоровью причиненный окружающей средой
кону «Об охране окружающей среды» причиняется ее загрязнением, истощением, порчей, уничтожением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими нарушениями экологического законодательства, В ст. 77 Закона «Об охране окружающей среды» говорится о том, что вред, причиненный окружающей среде, должен быть возмещен в полном объеме юридическими и физическими лицами, по вине которых был причинен вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан. Возмещение причиненного вреда производится добровольно или по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Законом предусматривается возмещение вреда в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет его сил и средств.
Возмещение вреда, причиненного здоровью человека
По соглашению сторон денежная компенсация может быть заменена (полностью или частично) натуральной компенсацией: предоставлением возможности для эффективного лечения, восстановления здоровья, обучения новой профессии или специальности и предоставлением других льгот за счет материальных ресурсов ответчика.
Возмещение вреда, причиненного здоровью человека экологическим правонарушением Текст научной статьи по специальности — Государство и право
В Европейском суде по правам человека заявители утверждали, что в результате загрязнения окружающей среды было нарушено их право на защиту частной жизни и неприкосновенность жилища. Это противоречит предусмотренным Конвенцией гарантиям прав человека. Они считали, что независимо от причин, по которым они проживали в санитарной зоне, выбросы комбината в атмосферу чрезмерны, программа по улучшению экологической обстановки в городе отменена, а информация об экологической ситуации нигде не публикуется. Рассматривая дело, Европейский суд по правам человека сослался на дело «Фадеева против России» и указал, что несмотря на то, что не было установлено, что здоровье Фадеевой было подорвано загрязненной окружающей средой, Суд пришел к выводу, что качество ее частной жизни, безусловно, ухудшилось. В данном деле Суд пришел к аналогичным выводам, указав, что государство-ответчик не предприняло никаких шагов, чтобы реально защитить заявителей от загрязнения окружающей среды: не отселило их в безопасную зону, не предоставило компенсаций, которые бы позволили им переселиться самостоятельно. Кроме того, органы власти в разумное время не реализовали эффективных программ по снижению выбросов. Суд решил, что ст. 8 Конвенции была нарушена, и присудил заявителям компенсацию морального вреда [6].
Вред здоровью причиненный окружающей средой
Механизм защиты соответствующего права регулируется Законом «Об охране окружающей природной среды», Гражданским кодексом РФ, процессуальным законодательством, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральными законами «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «Об использовании атомной энергии», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом РФ «О страховании» и др.
Вред здоровью причиненный окружающей средой
Право на предъявление иска к причинителю вреда о возмещении ущерба здоровью имеют как сами потерпевшие граждане (в том числе и иностранные), так и их законные представители, в частности члены семьи. Иск может быть предъявлен в интересах граждан прокурором в порядке ст. 27 Закона "О прокуратуре Российской Федерации", уполномоченными государственными органами, а также общественными объединениями граждан.
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде
Согласно законодательству предприятия, учреждения, организации и граждане,причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями,обязаны возместить его в полном объеме.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред здоровью причиненный окружающей средой
Вред здоровью человека является особой разновидностью экологического вреда. Однако возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды, следует рассматривать в качестве самостоятельного вида. При этом существует целый механизм возмещения вреда здоровью от загрязнения окружающей среды: формы возмещения вреда, фонды возмещения ущерба, меры предупреждения нанесения вреда здоровью. В свою очередь, продолжением этого вида экологического вреда является вред, причиненный имуществу граждан.
Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды
Проект Программы социально-экономического развития территории в условиях кризисной экологической ситуации призван определить стратегию и тактику оздоровления обстановки в зоне, реабилитации нарушенных природных компонентов, снижения уровня воздействия на природу. Функции заказчика (а возможно, и исполнителя, разработчика) Программы выполняет, как правило, инициатор постановки вопроса об объявлении территории зоной, привлекая местные природоохранные и санитарно-эпидемиологические органы, научно-исследовательские учреждения, общественные организации. Проект Программы разрабатывается на основе определения приоритетных экологических и связанных с ними социально-экономических проблем и может включать два этапа: первый — неотложные меры и мероприятия по улучшению окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения; и второй — создание условий для хозяйствования в целях организации экологически устойчивого развития территории. Должно осуществляться постоянное информирование населения о ходе постановки и решения вопроса, разрабатываться и представляться альтернативные варианты выхода из кризиса. Фактор гласности на всех этапах процесса объявления зоны и ликвидации экологического кризиса является бесспорным. Набор организационно-правовых средств может включать: право наложения административных санкций за нарушения решения местной администрации, предоставление права юридического лица городским и районным комитетам по охране природы, возможность оставления на территории части платежей в экологические и иные фонды вышестоящего подчинения, части валютной выручки и налогов, перечисляемых в вышестоящие бюджеты и др. Ответственность за выполнение программ и режима зоны должна лежать на администрации и представительном органе территории. Вопрос о содержании Программы выхода из экологического кризиса является дискуссионным. Каков должен быть характер ее — экологический или социально-экономический? Выход видится в том, чтобы Программа социально-экономического развития территории в условиях кризисной экологической ситуации обеспечивала рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов территории.
Механизм возмещения вреда окружающей среде
В Законе об охране окружающей среды устанавливается, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре(предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.
Вред здоровью причиненный окружающей средой
При предъявлении искового заявления в суд потерпевший обязан предоставить помимо расчета причиненного ущерба и понесенных убытков заключение медицинского учреждения о характере заболевания и его источнике, степени утраты трудоспособности. В сложных ситуациях проводится санитарно-экологическая экспертиза, назначаемая органами санитарно-эпидемиологического надзора. Ее задача состоит в определении степени вредного воздействия загрязнения и иных неблагоприятных факторов на здоровье человека и установлении причинной связи между наступившим фактором вреда здоровью и источником его причинения.
Статья 79
Вопрос об отнесении деятельности предприятия, учреждения, организации к числу представляющих повышенную экологическую опасность решается в каждом конкретном случае отдельно. При этом необходимо иметь в виду, что к источникам повышенной опасности могут быть отнесены: промышленные предприятия, производящие выбросы токсичных и других вредных веществ в природную среду, сельскохозяйственные и лесные предприятия, использующие для обработки полей и лесов химические вещества, транспортные средства и т.п. Предприятия, учреждения, организации, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, освобождаются от возмещения вреда, если докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы.