Содержание
Мир науки
соответствующих механизмов, которые проявляются как в соблюдении предписаний закона всеми членами общества, так и в принятии законов и пидзаконных актов в соответствии с общепринятыми международными нормами. Одним из основных факторов механизма защиты прав человека является институт омбудсмена (омбудсмана).
Мы согласны с мнением ученых о том, что Конституция Украины и Закон Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» вобрали элементы так называемой «сильной» модели омбудсмена, которые характеризуются определенными чертами. Во-первых, ст. 55 Конституции Украины закрепила обязанность Уполномоченного защищать права человека в случае обращения последней за защитой к нему. Во-вторых, Уполномоченный наделен исключительными полномочиями давать оценку состояния соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Украине.
Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ: новые статус и полномочия
Теперь же на федеральном уровне установлен набор базовых прав омбудсменов, с которыми государственные органы в любом случае будут обязаны считаться. Однако детальные правила работы уполномоченных, порядок обращения граждан к ним и меры, которые они могут принимать по итогам рассмотрения жалоб, по прежнему отдаются на откуп самим регионам. Какие новые возможности для исполнения своих функций получили региональные омбудсмены – рассмотрим в этом материале.
Региональным омбудсменом может стать гражданин России не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, с высшим образованием, а также познаниями в области прав и свобод человека и гражданина и опытом их защиты – как будут проверяться эти познания и оцениваться репутация, не прописано (п. 13 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ).
Основные функции уполномоченного по правам ребенка в РФ
Каждый ребенок в России, будучи ее гражданином, уже обладает общими правами, предусмотренными Конституцией РФ и Декларацией прав ребенка. В силу несовершеннолетнего возраста не все из них он может осуществить, однако базовые права (право на жизнь, например) защищаются в той же мере, что и у взрослого.
Для выполнения своих обязанностей он вправе запрашивать и получать практически любую информацию, посещать организации и предприятия, знакомиться с их деятельностью, требовать от должностных лиц объяснений. Характерно, что даже в случае введения на территории режима чрезвычайного положения деятельность уполномоченного не прекращается.
Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах РФ
Так, в рамках своей деятельности, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации одной из наиболее важных, первоочередных задач для себя определил защиту прав детей. С этой целью в Аппарате Уполномоченного создано специализированное Управление по правам ребенка, опыт работы которого может быть положен в основу дальнейших организационных инициатив по продвижению института уполномоченного по правам ребенка. Работа Управления ориентирована на решение вопросов, связанных с соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка, на содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и приведению его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.
Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (как ведомственных — органы образования, здравоохранения и др., так и надведомственных и межведомственных — органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства) в Российской Федерации, в основном, давно сложилась. Однако реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого содействия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается. Существующий контроль в подавляющем большинстве случаев означает контроль, осуществляемый органами исполнительной власти за собственными действиями (действиями учреждений, подчиненных органам исполнительной власти). К тому же контроль этот — узковедомственный: лишь в рамках компетенции ведомства.
Уполномочие по правам ребенка
Тем более сейчас, когда Уполномоченный при Президенте по правам ребенка Павел Астахов претворяя в жизнь, якобы, Указ Главы государства, не замечает, что отнимает у уполномоченных по правам ребенка в субъектах самое ценное и значимое, что у них имеется – независимость. В том числе от самого Павла Астахова.
Адвокат Астахов известен в юридических кругах благодаря своему участию в целом ряде громких судебных процессов. По данным разных изданий, он защищал, в частности, американца Эдмонда Поупа, обвиняемого в шпионаже; бывшего главу холдинга «Медиа-Мост» Владимира Гусинского; режиссера Алексея Учителя, бывшего мэра города Волгограда Евгения Ищенко, бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, издательский дом «Коммерсантъ», председателя Счетной палаты России Сергея Степашина, музыканта Владимира Спивакова и других.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.
Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.