Содержание
- 1 Сроки процедур и план-график
- 2 Банковские гарантии, тендерные займы, кредиты и страхование
- 3 Когда можно заключать госконтракт после размещения плана-графика
- 4 ● В части формирования извещения об осуществлении закупки в рамках государственного оборонного заказа
- 5 Определение и нормативное регулирование
- 6 Изменились сроки поправок в 44-ФЗ
- 7 Изменения в плане-графике с 2020 года и сроки размещения
Как обычно отвечаю на всеми интересные и волнующие вопросы и сейчас поговорим о 2021 после размещения плана-графика заказчик может сразу размещать извещение о закупки либо же заключать контрактдоговор по основанию предусмотренному частью 1 статьи 93 44-ф и методах решения данной ситуации. Почему я могу с уверенность отвечать на самые разные вопросы, потому что имею большой опыт в юридическом поле, более 11 лет. Если потребуется проработать более серьезные вопросы, то могу спросить у своих коллег. Некоторые сферы могут требовать немедленного ответа, по этой причине есть онлайн чат, в котором можно быстро получить нужный ответ. И как всегда лучшим решением будет для Вас узнать в комментариях у постоянных подписчиков, которые, возможно, уже раньше сталкивались и решили данный вопрос и поделятся с Вами его решением.
Предупреждаем, что данные могут быть неактуальными в момент прочтения, потому как все быстро изменяется, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех интересующих вопросов.
Федеральный закон 44-ФЗ установил, что закупки должны быть запланированы в планах-графиках, иначе осуществить их нельзя. Для каждого действия заказчика установлены сроки, в том числе для внесения изменений, и он обязан их соблюдать. Но для заказов у единственного поставщика регламентированы специальные сроки заключения контракта после корректировки документов планирования.
Сроки процедур и план-график
- утверждение документа с основаниями для заказа и внесения в него изменений — в течение 3 рабочих дней;
- внесение изменений — не позднее 10 дней до размещения извещения;
- публикация извещения о проведении закупки у единственного поставщика — не позднее 5 дней до контракта (либо не позднее 1 дня в ограниченных случаях);
- подписание итогового документа и направление уведомления в контрольный орган в случае необходимости — в течение 1 рабочего дня.
Заключение контрактов после публикации плана графика
- За 5 дней до даты подписания. Для заказов, основания для которых определены в пунктах 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 части 1 статьи 93, заказчику необходимо разместить извещение о такой закупке не позднее чем за 5 дней до даты заключения договора. Таким случаем является, например, закупка в сфере деятельности субъектов естественных монополий. Исключение — закупки проводят заказчики, которые включены в перечень по п. 5 ч. 2 ст. 84 44-ФЗ. Такой список утвержден Постановлением Правительства № 1428 от 27.11.2017.
- В день заключения контракта. Для процедур по пункту 9 части 1 статьи 93 определена дата внесения изменений в план-график — дата заключения контракта. Например, оказание медицинской помощи в экстренных случаях.
- В течение 1 рабочего дня от даты подписания. Есть в законе и такие случаи, при которых у заказчика есть обязанность уведомить о проведении закупочной процедуры контрольный орган (например ФАС). В случаях, которые предусмотрены пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93, уведомление направляется не позднее 1 рабочего дня с даты подписания. При этом прилагаются копия самого документа и обоснование его заключения. Например, такое уведомление заказчик направит при подписании договора с иностранной организацией для лечения гражданина России за пределами страны.
Комиссия должна отслеживать, не привлекалось ли за предыдущие два года юридическое лицо, участвующее в закупке, к административной ответственности за передачу незаконного вознаграждения. Также члены комиссии проверят, принадлежит ли участник к числу офшорных компаний и имеются ли сведения о компании-участнике в РНП.
Банковские гарантии, тендерные займы, кредиты и страхование
С 1 января 2021 года вступают в силу дополнения к части 8 статьи 31 закона «О контрактной системе». С этого момента проверка участника закупки комиссией по осуществлению закупок на соответствие требованию о не привлечении участника закупки юридического лица к административной ответственности ст. 19.28 КоАП РФ становится не правом, а обязанностью комиссии.
для участников госзакупок
С 1 января 2021 года вступает в силу постановление правительства от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения. Квоты по этому постановлению распространяются на 107 видов товаров. Кроме перечня товаров, данное постановление устанавливает следующие правила закупок:
Заключение госконтракта после размещения плана-графика возможно только в закупках у единственного поставщика. В конкурентных закупках между размещением извещения и заключением контракта проходит ряд обязательных процедур:
Когда можно заключать госконтракт после размещения плана-графика
В ч. 10 (2) Постановления Правительства № 553 от 05.06.2015 и ч. 12.2 Постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 указано, что если по закону о контрактной системе не требуется размещение извещения или приглашения участвовать потенциальным поставщикам, то изменять план-график по каждому такому объекту закупки можно не позднее чем за один день до дня заключения контракта.
Когда требуется размещать извещения о заключении контракта
Сроки заключения контракта после размещения плана-графика — это минимум 5 дней после публикации извещения. Правило действует в большинстве случаев. Но есть ситуации, когда госконтракт заключается через день после размещения плана-графика, а в некоторых случаях и в день изменения.
Ключевое изменение в закупках у единственного поставщика — увеличение НМЦК до 3 млн руб. При этом, если проводится бумажная закупка по п. 4.5 ч. 1 ст. 93, то предельное значение начальной максимальной цены сохраняется в 600 тыс. руб. Но в случае, когда закупка по тем же основаниям выходит на функционал электронных магазинов, НМЦК возрастает до 3 млн руб. Требования к совокупным годовым объемам закупок по п. 4.5 при этом сохраняются. Это важное изменение для заказчика!
Изменения, вносимые на протяжении всего 2020 года в Закон 44-ФЗ, продолжат вступать в силу в особом порядке. Все новшества, которые касаются планирования, осуществления закупочных процедур, способов определения поставщика, мониторинга контроля аудита в сфере закупок будут осуществляться следующим образом: изменения, принятые до 1 октября 2020 года, вступают в силу не ранее 1 января очередного календарного года. Изменения, принятые после 1 октября 2020 года, вступают в силу не ранее 1 января следующего года за очередным календарным годом.
Изменения, вносимые в 44-ФЗ в 2020 году
С 1 апреля 2021 года меняются алгоритмы осуществления запроса котировок и закупки у единственного поставщика. Последние, также нередко называемые малыми закупками, или закупками с «полки», осуществляются по п. 4.5 ч. 1 ст. 93. Их название обусловлено тем, что заказчику достаточно зайти в каталог, размещенный на соответствующем сайте-операторе электронной площадки, выбрать интересующую его продукцию, составить извещение с описательными характеристиками на нее, и объявить закупочную сессию.
Объем финансового обеспечения по каждому коду вида расходов в рамках каждого идентификационного кода закупки формируется в единой информационной системе или передается в единую информационную систему посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с системой «Электронный бюджет» и региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок заказчиками и лицами, предусмотренными подпунктами «б», «г», «ж» и «и» пункта 2 настоящего Положения, без включения в план-график.
19. Заказчики и лица, указанные в подпунктах «а» — «д» пункта 2 настоящего Положения, за исключением случая, предусмотренного пунктом 25 настоящего Положения, формируют, утверждают планы-графики в системе «Электронный бюджет» и размещают планы-графики в единой информационной системе посредством информационного взаимодействия системы «Электронный бюджет» с единой информационной системой.
Информация об изменениях:
з) в графе 13 указывается наименование уполномоченного органа или уполномоченного учреждения, осуществляющих определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае проведения централизованных закупок в соответствии со статьей 26 Федерального закона;
Напомним, что формирование ИКЗ происходит в соответствии с правилами, установленными нормативным актом федерального финансового ведомства от 10.04.2019 N 55н «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки».
С 01 октября 2020 года меняется порядок формирования ИКЗ (индивидуального кода закупки) при проведении закупки у единственного поставщика на сумму не более 3 миллионов рублей. Теперь в разрядах 27-29 ИКЗ проставляется значение «000». Это изменение касается следующих закупок:
Приложение
- бюджетные учреждения федерального уровня (исключение – торги в соответствии с частями 2 и 6 статьи 15 «закупочного» закона);
- автономные учреждения федерального уровня, проводящие торги в соответствии с частью 4 статьи 15 «закупочного» закона;
- бюджетные учреждения регионального и муниципального уровня (исключение – торги в соответствии с частями 2 и 6 статьи 15 «закупочного» закона);
- автономные учреждения регионального и муниципального уровня, проводящие торги в соответствии с частью 4 статьи 15 «закупочного» закона.
В соответствии с принятыми изменениями в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2020 года № 422-ФЗ), закупки по государственному оборонному заказу не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов-графиков закупок. Контроль за непревышением объема финансового обеспечения при осуществлении таких закупок осуществляется в соответствии с частями 5 и 5.1 статьи 99 Закона № 44-ФЗ.
С учетом вышеизложенного в данной версии ЕИС обеспечивается возможность формирования и размещения извещений об осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа без связанной позиции плана-графика закупок.
● В части формирования извещения об осуществлении закупки в рамках государственного оборонного заказа
Подробно с информацией по обновлению функционала ЕИС можно ознакомиться в руководстве пользователя, размещенном в личном кабинете ЕИС, в разделе «База знаний» в подразделе «Руководства пользователя и видеоролики» в папке «Планирование» – «Планы-графики после 2020 года».
● В части контроля в соответствии с частью 5 статьи 99 Закона №44-ФЗ
В связи с изменениями постановления Правительства РФ от 31 октября 2014 года № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» и постановления Правительства РФ от 17 сентября 2012 года № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана», внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2020 года № 1799, заказчикам необходимо включать в план закупки, реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, информацию о цене единицы товара, работы или услуги, об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, по каждому коду целевой статьи расходов, коду вида расходов.
При этом в случае, если предметом договора являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, необходимо включать:
● в план закупки информацию о количестве товара;
● в реестр договоров сведения о цене единицы, стране происхождения поставляемого товара.
Данное требование распространяется в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете подлежат принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.
Указанные изменения применяются к закупкам, извещения об осуществлении которых, будут размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых будут направлены после 1 января 2021 года.
Необходимость составления данного документа представлена в рамках статьи 21 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». Несмотря на то что план-график проводимых закупок составлялся и ранее, в настоящее время, получив тщательное регулирование в рамках указанного закона, данный документ стал обязательным для всех заказчиков, которые получают финансирование из разных уровней бюджета.
Определение и нормативное регулирование
План-график как документ, в соответствии с которым осуществляются все закупки, направленные на удовлетворение различных нужд заказчиков, получающих финансирование из различных уровней государственного бюджета, должен представлять собой комплексное хранилище информации о том, когда и какие закупки планируется производить конкретным заказчиком.
Информация для указания в плане-графике
Проведение всех закупок, которые осуществляет государственный или муниципальный заказчик, а также приравненные к ним юридические лица, независимо от форм их финансирования, должно осуществляться только в соответствии со специальным документом – планом-графиком закупок.
В 44-ФЗ закреплен список оснований, когда требуется размещение извещения перед подписанием контракта с единственным поставщиком. Заключение контрактов после публикации плана-графика по этим основаниям возможно спустя 5 дней после того, как извещение опубликовано. К этой группе относятся закупки:
В ч. 10 (2) Постановления Правительства № 553 от 05.06.2015 и ч. 12.2 Постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 указано, что если по закону о контрактной системе не требуется размещение извещения или приглашения участвовать потенциальным поставщикам, то изменять план-график по каждому такому объекту закупки можно не позднее чем за один день до дня заключения контракта.
Когда можно заключать госконтракт после размещения плана-графика
- на сумму до 100 000 руб. или до 400 000 руб.;
- вследствие аварии, чрезвычайной ситуации, для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи;
- культурных ценностей;
- на посещение зрелищных мероприятий;
- для организации визитов иностранных делегаций;
- для обеспечения деятельности объектов госохраны;
- услуг по управлению многоквартирным домом;
- по содержанию и ремонту нежилых помещений;
- организации командировки работника;
- лекарств по решению врачебной комиссии;
- электроэнергии у гарантирующего поставщика;
- товаров и услуг для организации выборов;
- нежилых зданий, сооружений или помещений либо получение их в аренду;
- работы преподавателей и экскурсоводов;
- по организации лечения граждан за рубежом;
- для обеспечения потребностей инновационных площадок;
- банковских гарантий для нужд бюджетных учреждений или унитарных предприятий;
- изделий народных художественных промыслов;
- стандартного жилья у поставщика, заключившего договор на освоение территории или договор аренды земельного участка;
- для нужд органов внешней разведки, ФСБ или государственной охраны;
- работ по сбору и обработке данных для Росстата;
- по осуществлению доступа к базам данных для библиотек, образовательных и научных организаций;
- за счет средств на оперативно-разыскную деятельность;
- товаров, которые производят по специальному инвестиционному контракту либо в соответствии с госконтрактом на территории субъекта РФ;
- акцизных марок;
- выполнения воинских перевозок;
- юруслуг для защиты интересов РФ;
- услуг рейтинговых агентств;
- работ по модернизации государственных информационных систем.
Закупках в электронной форме у единственного поставщика на сумму, не превышающую 3 000 000 руб. Обращаем Ваше внимание, речь идет именно об электронной форме, т.е. закупки посредством электронного магазина
Изменились сроки поправок в 44-ФЗ
Извещение по котировке должно быть подписано усиленной ЭЦП лица, имеющего право действовать от имени заказчика. Размещено не позднее, чем за 4 рабочих дня до определенной в нем даты прекращения подачи заявок.
Запрос котировок.
449-ФЗ об обеспечении доступности информации о поступивших предложениях при проведении закупок в электронном виде посредством электронного взаимодействия с ЕИС будет действовать с 01.01.2021 года. Это объясняется тем, что на организацию такого взаимодействия нужно время.
- В п. 3 указанного Постановления №1279 подчеркивается, что план-график теперь имеет исключительно электронный формат. Исключение предусмотрено только для закрытых закупок: они прописываются в отдельном приложении в плане-графике с грифом «секретно» и не включаются в ЕИС. С учетом измененного порядка сведения в плане-графике во многих разделах указываются автоматически.
- Новое Постановление сохранило прежние сроки для утверждения плана-графика заказчиком: они по-прежнему составляют 10 дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств (по п. 12 Постановления Правительства №1279), но сроки размещения документа в ЕИС в новом постановлении законодатель не предусмотрел. Раньше у заказчика было три дня на размещение сведений в ЕИС после утверждения плана-графика, теперь никаких лимитов в Постановлении Правительства не указано. Но с учетом того, что заказчик по 44-ФЗ не сможет провести ни одной закупки, не предусмотренной планом-графиком, то вполне логично, что этот документ должен появиться в ЕИС до начала нового календарного года. Если заказчик опубликует извещение о закупке, не предусмотренное планом-графиком либо направит приглашение раньше установленных сроков, то его оштрафуют на 30 тыс. р. на основании ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП. Десятидневные сроки отсчитываются также с даты утверждения плана финансовой деятельности бюджетного и автономного учреждения либо унитарного предприятия либо при доведении лимитов до юрлица, которому были переданы полномочия заказчика.
- В группу особых закупок (которые прописываются отдельной строкой) теперь входят закупки в части реконструкции и ремонта, энергосервисные контракты, закупки с общественным обсуждением, лоты по конкурсам и аукционам, выделяемые по правилам 44-ФЗ.
- Указаны новые дополнительные основания для внесения изменений в план-график закупок. Появились такие новые позиции для корректировок, как признание определения поставщика несостоявшимся или расторжение госконтракта.
- Согласно последним изменениям в 44-ФЗ, с 2020 года в плане-графике не требуется приводить обоснование. Ранее заказчикам предстояло заниматься обоснованием НМЦК, объекта и способа закупки уже на этапе планирования. По новым правилам обоснование так же потребуется, но уже при разработке закупочной документации. В процессе аудита будет проверяться соответствие закупки правилам нормирования и обоснованность НМЦК с использованием одного из методов по ст. 22 44-ФЗ.
Изменения в плане-графике с 2020 года и сроки размещения
- Номер закупки.
- Индивидуальный код (ИКЗ).
- Наименование объекта закупки.
- Год размещения извещения о закупке (если закупка закрытая, то год отправки приглашения поставщикам, неконкурентная – год подписания контракта с единственным поставщиком).
- Размер финансирования на текущий и последующие годы.
- Сведения о необходимости обязательного общественного обсуждения закупки.
- Наименование организатора совместных торгов.
- Наименование уполномоченного за проведение закупки органа.
Какие сведения должен содержать план-график
- на государственных и муниципальных заказчиков;
- на бюджетные учреждения (кроме закупок по нормам ч. 2, 6 ст. 15 44-ФЗ);
- на МУПы и ГУП (кроме закупок по ч. 6 ст. 15 44-ФЗ);
- на автономные учреждения при закупках по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ;
- на государственные бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия, юрлица, которым переданы полномочия заказчика.
В Разделе 1 Приложения указывается информация о заказчике, которая формируется автоматически (кроме случаев, указанных в п.25 Постановления №1279) согласно реестру участников бюджетного процесса:
С 2020 года план-график составляется на 3 года . Сроки формирования документа зависят от распределения бюджета на будущий финансовый год и плановый период согласно законодательству о бюджетной системе. Если срок запланированной закупки больше срока, утвержденного в документе, то в план-график вносятся данные о такой закупке на весь срок ее проведения.
Где размещается план-график закупок, и как его найти?
— тип записи в реестре (структурированный/неструктурированный);
— законы (44-ФЗ, 223-ФЗ, 94-ФЗ);
— статус плана-графика (действующий/аннулированный);
— контроль по ч.5 ст.99 44-ФЗ (пройден/не пройден);
— ОКВЭД/ОКВЭД2/Код вида расходов;