Если мы арендуем здание нужно ли назначать ответственного за содержание зданий и сооружений—

Как обычно отвечаю на всеми интересные и волнующие вопросы и сейчас поговорим о Если мы арендуем здание нужно ли назначать ответственного за содержание зданий и сооружений и методах решения данной ситуации. Почему я могу с уверенность отвечать на самые разные вопросы, потому что имею большой опыт в юридическом поле, более 11 лет. Если потребуется проработать более серьезные вопросы, то могу спросить у своих коллег. Некоторые сферы могут требовать немедленного ответа, по этой причине есть онлайн чат, в котором можно быстро получить нужный ответ. И как всегда лучшим решением будет для Вас узнать в комментариях у постоянных подписчиков, которые, возможно, уже раньше сталкивались и решили данный вопрос и поделятся с Вами его решением.

Предупреждаем, что данные могут быть неактуальными в момент прочтения, потому как все быстро изменяется, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех интересующих вопросов.

Основным документом, регламентирующим надлежащую и безопасную эксплуатацию объектов, является Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Регулирующие документы

Помимо ответственного в организации должна быть создана техническая комиссия по осмотру зданий и сооружений для проведения проверок. Комиссия, как правило, состоит из сотрудников организации (инженерно-технический персонал, специалисты по охране труда и т. д.). Но если комиссия не может самостоятельно определить дефекты и нарушения, то привлекается специализированная аккредитованная организация, которая входит в реестр саморегулируемых организаций.

Кто отвечает за безопасную эксплуатацию зданий и сооружений

Ответственный сотрудник и комиссия назначаются приказами. Также в организации должно быть положение о порядке технической эксплуатации и проведении осмотров зданий и сооружений, в котором работодатель распределяет обязанности и основные функции ответственных и порядок проверок и осмотров. Выявленные неисправности и техническое состояние элементов должны регистрироваться в журнале по эксплуатации зданий и сооружений. Результаты общих проверок отражают в акте осмотра, который составляется в произвольной форме.

Понятно, что первый пункт обязателен и необходим для арендатора в любом случае. Остальное – это бремя, которое лежит неприятным грузом. Поэтому и возникают сложности с арендой помещения, если владелец недвижимости не хочет брать на себя ответственность за пожаробезопасность.

Что касается сотрудников Государственного пожарного надзора, которые следят за выполнением требований ППБ, то они чаще наказывают собственников. Причина одна, и она банальна: арендатор – лицо временное в помещении (в офисе, квартире и так далее), сегодня он здесь, а завтра ищи ветра в поле. Поэтому идеально – предъявить претензии собственнику. Он никуда не денется, найти его – не проблема, тем более оштрафовать.

Как урегулировать этот вопрос по закону

Сложность же контроля заключается в том, что многие арендодатели плохо понимают ситуацию в стране, где уже давно действуют законы, касающиеся противопожарной безопасности и обстановки. А нарушение закона влечет за собой не только штрафные санкции. Если в последующей проверке со стороны инспекторов будут обнаружены нарушения правил ПБ, то у последних есть право закрыть действующее предприятие. А это уже касается не только арендодателя.

В Техническом регламенте нет указаний об уровне квалификации ответственного за эксплуатацию зданий и сооружений (далее — Ответственный). Как правило, Ответственным назначают высококвалифицированного специалиста с высшим техническим образованием по подходящему направлению. Например, «Промышленное и гражданское строительство». Ответственный дополнительно проходит курс повышения квалификации или переподготовки в учебном центре по направлению «Строительный надзор». Так как работника назначают Ответственным за эксплуатационный контроль, ему нужно пройти и подготовку по охране труда в учебном центре в объеме 40 часов (п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29).

Кого назначить ответственным за безопасность зданий и сооружений

Основная задача специалиста по охране труда в работе комиссии по осмотру зданий и сооружений — проверять соблюдение требований статьи 215 ТК (соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда).

Какая роль у специалиста по охране труда в комиссии

Для проведения проверок в организации создают техническую комиссию по осмотру производственных зданий и сооружений. Если дефекты и нарушения комиссия не может диагностировать самостоятельно, к проверке привлекают специализированную аккредитованную организацию. Такой контроль может выполнить организация, которая состоит в реестре саморегулируемых организаций.

Срок фактического действия договора от 1 до 5 лет. Если на протяжении всего этого срока никаких проблем с исполнением условий договорённостей со стороны собственника не наблюдалось, то такой договор пролонгируется автоматически.

Если Доверительному управляющему удастся доказать, что убытки возникли вследствие наличие факторов непреодолимой силы, или случиться иному помешала та или иная деятельность выгодоприобретателя или учредителя.

Внесение изменений в контракт, касающийся здания

Учредитель вправе требовать от управляющего имуществом соблюдения тех условий, которые оговорены в договоре. Зачастую управляющий должен отчитываться учредителю путём предоставления отчёта о проведённой деятельности. Такой отчет представляется в сроки и в порядки его предоставления также должны быть прописаны в договоре. В первом виде ответственности выделяется ответственность доверительного управляющего, предусмотренная п. 1 ст. 1022 ГК РФ.

Общий технический регламент «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и используемых прилегающих к ним территорий» имеет максимальный рейтинг по критерию значимости последствий несоответствия требованиям объекта регулирования, так как все население страны (эксплуатанты и третьи лица) — все граждане страны являются потребителями объектов регулирования, которыми являются процессы эксплуатации зданий, строений, сооружений и используемых прилегающих территорий, включая процессы эксплуатации оборудования в составе эксплуатируемых зданий, строений, сооружений.

Остальные специальные технические регламенты имеют более низкие рейтинги по критерию значимости последствий несоответствия требованиям объекта регулирования для технического регулирования строительной отрасли, поэтому занимают соответствующие графы в Таблице: Структура рейтингов технических регламентов в строительстве.

Специальный технический регламент (СТР) «О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и промышленного назначения» имеет минимальный уровень своей значимости для технического регулирования. Данный СТР имеет максимальный уровень своей значимости для стандартизации и сертификации, обеспечивающих выполнение требований технического регулирования на этапах эксплуатации строительной продукции. Данный СТР не может иметь статус общего технического регламента из-за очень ограниченной по количеству группы граждан, находящихся в отношениях производства и потребления на этапах изысканий, проектирования и производства строительной продукции в сравнении с другими группами граждан на этапах ее эксплуатации. В эту группу не входит потенциальная группа граждан, которые в будущем будут потребителями законченных строительством и переданных в эксплуатацию объектов (будущие эксплуатанты), так как они не вступают в договорные отношения с производителями строительной продукции на этапах изысканий, проектирования и строительства.

При разработке проекта Федерального закона «Общий технический регламент «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий» учитывались следующие основания для включения требований в общий технический регламент:

1. В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона «О техническом регулировании» требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Это означает, что в общем техническом регламенте по безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий должны содержаться только инвариантные (общие для всех) требования, предъявляемые к процессам эксплуатации зданий, строений, сооружений и использования прилегающих к ним территорий — объектам технического регулирования данного технического регламента.

2. В соответствии с п.5 ст.8 Федерального закона «О техническом регулировании» специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом. Из данного условия (основания) следует, что в указанном общем техническом регламенте должна быть задана (учтена) степень риска причинения вреда при эксплуатации зданий, строений, сооружений и использовании прилегающих к ним территорий.

Степень риска причинения вреда в сфере применения указанного технического регламента (эксплуатации) определяется тремя факторами (кроме самого процесса эксплуатации):

— условия, определяющие значимость последствий возможной аварии, в которых осуществляется эксплуатация зданий, строений, сооружений и используемой прилегающей к ним территории;

— эксплуатационные характеристики зданий, строений, сооружений и используемой прилегающей к ним территории (степень риска причинения вреда, заданного при изысканиях, проектировании и строительстве, или реконструкции, или капитальном ремонте);

— уровень квалификации и, в необходимых случаях, состояние здоровья персонала эксплуатанта.

В проекте технического регламента учтено, исходя из первого основания для включения требований в данный регламент, что в сферу его регулирования не входят требования к собственно зданиям, строениям, сооружениям и используемой прилегающей к ним территории как самостоятельному объекту технического регулирования.

Исходя из второго основания для включения требований в данный технический регламент, степень риска причинения вреда, учтенного данным техническим регламентом, должна быть меньше степени риска, учтенного специальным техническим регламентом. Следовательно, учтенный риск, создаваемый зданием, строением, сооружением и используемой прилегающей к ним территорией, условиями эксплуатации, определяющими значимость последствий возможной аварии, и уровнем квалификации эксплуатанта, должен быть минимален.

Практически это условие реализовано следующим образом:

— требования данного технического регламента учитывают только риски, связанные непосредственно с эксплуатацией любых зданий, строений, сооружений и любых используемых прилегающих к ним территорий, и не учитывают риски, связанные с особенностями отдельных групп зданий, строений, сооружений и отдельных групп используемых прилегающих к ним территорий;

— требования данного технического регламента учитывают риски, связанные с условиями эксплуатации, определяющими значимость последствий возможной аварии, кроме пожаро-взрывоопасных сред (по причине их регулирования другими общими и специальными техническими регламентами);

— требования данного технического регламента распространяются на ответственного эксплуатанта — юридическое или физическое лицо, подтвердившее свою компетентность и взявшее на себя ответственность за безопасную эксплуатацию здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории и ответственное за идентификацию процессов эксплуатации и ведение эксплуатационной документации, проведение эксплуатационного контроля, технического обслуживания, текущего ремонта и содержания в чистоте;

— требования данного технического регламента распространяются на квалифицированных (обладающих специальными знаниями) и распространяются на неквалифицированных (например, пользователей жилых зданий) эксплуатантов. Однако требования, касающиеся квалифицированных и неквалифицированных эксплуатантов, не являются исчерпывающими.

Что касается требований к квалификации персонала эксплуатанта, то в данный регламент включены только требования, связанные с участием персонала в эксплуатационном процессе. Требования к подготовке, переподготовке и квалификации соответствующего персонала определяются образовательными стандартами. Образовательные стандарты не входят в сферу технического регулирования в соответствии п.3 ст.1 Федерального закона «О техническом регулировании». Дополнительные требования, относящиеся к неквалифицированным эксплуатантам, по указанным основаниям, должны содержаться в специальных технических регламентах, в частности, в регламенте «О безопасности зданий, строений, сооружений», в виде требований к информации для приобретателей (в т.ч. к содержанию инструкций по эксплуатации зданий, строений, сооружений и используемых прилегающих к ним территорий).

Таким образом, объект регулирования данного технического регламента определен следующим образом: процессы эксплуатации любых зданий, строений, сооружений и любых используемых прилегающих к ним территорий, реализуемые при осуществлении любых процессов удовлетворения потребностей эксплуатанта, в том числе: в сферу применения Федерального Закона попадают процессы эксплуатации всех видов эксплуатируемых зданий, строений и сооружений, включая жилые, общественные и промышленные, а также процессы использования прилегающих к ним территорий, включая: проверку и оценку данных об их состоянии, информирование об их состоянии, управление их функционированием, поддержание их работоспособного состояния, в том числе содержания в чистоте и осуществление их технического обслуживания и текущего ремонта.

В соответствии с п.3 ст.7 Федерального закона «О техническом регулировании» технический регламент содержит исчерпывающий перечень процессов эксплуатации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. Настоящий Федеральный Закон устанавливает исчерпывающий перечень процессов эксплуатации:

Эксплуатация по назначению

Перевод в новое назначение

Использование помещений

Техническое обслуживание и текущий ремонт

Использование инженерного оборудования

Использование прилегающей территории

Предупреждение и ликвидация несоответствия требованиям

Требования данного регламента являются инвариантными, т.е. распространяются на указанный объект технического регулирования независимо от особенностей эксплуатируемых зданий, строений, сооружений и используемых прилегающих к ним территорий, условий эксплуатации, определяющих значимость последствий возможной аварии, уровня квалификации персонала эксплуатанта, однако не учитывают дополнительные риски, этими факторами создаваемые.

В данный технический регламент не включены требования к указанным объектам технического регулирования в области пожарной, ядерной и радиационной, биологической, экологической безопасности и электромагнитной совместимости, т.к. они будут установлены соответствующими общими техническими регламентами.

Рекомендуем прочесть:  Как оспорить земельный налог

Требования данного общего технического регламента являются исчерпывающими (с учетом требований, содержащихся в других общих технических регламентах) для эксплуатации зданий, строений, сооружений и использования, прилегающих к ним территорий.

Степень риска причинения вреда при эксплуатации зданий, строений, сооружений и использования, прилегающих к ним территорий учтена настоящим общим техническим регламентом посредством установления требований к объектам технического регулирования.

К объектам технического регулирования относятся, например, процессы эксплуатации зданий, строений, сооружений и использования прилегающих к ним территорий (предприятий промышленности, энергетики, транспорта, связи, водного, сельского и городского хозяйства, жилых зданий, общественных зданий и сооружений и их комплексов, а также любых других зданий, строений, сооружений, в любых климатических, инженерно- геологических условиях на территории Российской Федерации (коды групп зданий, строений, сооружений по ОКС: 91.040.10; 91.040.20; 91.040.30; 91.040.99; 93.020; 93.040; 93.060; 91.100; 91.110; 91.140; 91.160; 97.220.10); Процессы использования территории, отведенной в соответствии с 7 утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией для введенного в эксплуатацию каждого здания, сооружения, их комплекса (код группы по ОКС 91.020).

В тех случаях, когда риск причинения вреда выше, чем учтенный данным общим техническим регламентом, дополнительные требования к процессам эксплуатации таких зданий, строений, сооружений и используемых прилегающих к ним территорий будут устанавливаться в специальных технических регламентах. К таковым, например, будут относиться гидротехнические сооружения, теплоэнергетические сети, лифты, железнодорожные мосты, линии высоковольтных передач и т.д.

Необходимость установления дополнительных требований будет определяться на основании анализа риска причинения вреда на основании п.5 ст.8 Федерального закона «О техническом регулировании».

Базовыми определениями данного технического регламента являются понятия:

1) Здание эксплуатируемое — построенный и введенный в эксплуатацию инженерно-строительный объект, возвышающийся над поверхностью земли, имеющий в своем составе сооружения, строительные материалы и изделия, и инженерные системы для функционирования по назначению и поддержания параметров помещений и внутренней среды. Эксплуатируемые здания по назначению подразделяются на: жилые, промышленные и общественные.

2) Строение эксплуатируемое — построенная и введенная в эксплуатацию обособленная часть в комплексе инженерно-строительных объектов, возвышающаяся над поверхностью земли, имеющая в своем составе сооружения, строительные материалы и изделия, и инженерные системы для функционирования по назначению и поддержания параметров помещений и внутренней среды. Эксплуатируемые строения по назначению подразделяются на: жилые, промышленные и общественные.

3) Сооружение эксплуатируемое — построенный и введенный в эксплуатацию инженерно-строительный объект, расположенный над (под) поверхностью земли, имеющий в своем составе строительные материалы, изделия и инженерные системы, предназначенный для выполнения общих функций зданий и строений или процессов производства (конструктивные компоненты зданий или строений, скважины, горные выработки, дороги, мосты и т.п.). Эксплуатируемые сооружения по назначению подразделяются на: гидротехнические, транспортные и многие другие.

4) Территория прилегающая — территория, определяемая границами возможных негативных воздействий в результате несоответствия требованиям процессов эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории.

Территория используемая прилегающая — участок земли, закрепленный на законных основаниях за правообладателем (ответственным эксплуатантом) в соответствии со схемами территориального планирования и градостроительного зонирования (глава 3, статья 15 и глава 4, статья 38 Градостроительный кодекс, N 190-ФЗ от 29.12.2004)

5) Эксплуатация — потребление по назначению здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к ним территории в совокупности с процессами поддержания здания (строения, сооружения) в работоспособном состоянии, включающими контроль технического состояния, техническое обслуживание, текущий ремонт и содержание в чистоте здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к ним территории.

6) Эксплуатант — юридическое или физическое лицо, ответственное за эксплуатацию здания (строения, сооружения) и прилегающей к нему территории по назначению. Ответственный эксплуатант — юридическое или физическое лицо, подтвердившее свою компетентность и взявшее на себя ответственность за безопасную эксплуатацию здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории и ответственное за идентификацию процессов эксплуатации и ведение эксплуатационной документации, проведение эксплуатационного контроля, технического обслуживания, текущего ремонта и содержания в чистоте.

7) Государственный контроль — оценка соответствия процессов эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории, требованиям настоящего Федерального Закона, осуществляемый должностным лицом органа государственного контроля (надзора) в порядке, установленном настоящим Федеральным Законом.

8) Идентификация процесса эксплуатации — соотнесение процесса эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории с перечнем процессов, указанным в настоящем Федеральном Законе для предъявления минимально необходимых требований безопасной эксплуатации.

9) Категорирование процесса эксплуатации — отнесение процесса эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории к одной из двух категорий по критерию значимости последствий возможной аварии: — категория опасных процессов, требующая проведения оценки соответствия в форме и порядке, установленном настоящим Федеральным Законом, и — категория процессов, не требующая оценки соответствия.

10) Эксплуатационная документация — систематизированный свод документированных сведений о процессах эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории. Свод эксплуатационной документации (архивация, планирование, оценка соответствия), в котором отражаются результаты всех плановых и неплановых проверок соответствия эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории требованиям, установленным настоящим Федеральным Законом.

11) Минимально необходимые требования — обязательные для исполнения требования, устанавливаемые настоящим Федеральным Законом, выполнение которых обеспечивает допустимый уровень безопасной 9 эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории. Опасная эксплуатация, не удовлетворяющая минимально необходимым требованиям, считается незаконной.

12) Оценка соответствия эксплуатации — установление соответствия процессов эксплуатации зданий, строений, сооружений и используемых прилегающих к ним территорий требованиям настоящего Федерального Закона для принятия решения о возможности (или невозможности) эксплуатации зданий, строений, сооружений и используемых u1087 прилегающих к ним территорий.

Примечание: Задачей оценки соответствия эксплуатации является подготовка предписания о недопустимости опасной эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории по назначению в недопустимых параметрах, либо решения о допустимости безопасной эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории по назначению в допустимых параметрах.

Определения терминов, таких как авария, аварийное состояние, техническое обслуживание, текущий ремонт, и других терминов, применяются в настоящем Федеральном законе в значении терминов действующего федерального законодательства.

Объектами защиты данного технического регламента являются:

1) жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, находящееся в зданиях, строениях, сооружениях и на используемых прилегающих к ним территориях;

2) жизнь и здоровье граждан, имущество юридических и физических лиц, находящихся внутри границ воздействия от аварии на прилегающей территории (работающих, проживающих и т.д.) и не участвующих в процессах эксплуатации зданий, строений, сооружений и в процессах использования прилегающих к ним территорий;

3) окружающая среда.

Данный технический регламент содержит требования, направленные на обеспечение безопасности объектов защиты N 1, 2 и 3.

Требования, направленные на обеспечение безопасности двух последних объектов защиты (третьи лица и окружающая среда), ввиду их многообразия и в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» будут установлены в соответствующих специальных технических регламентах. В данном техническом регламенте устанавливаются базовые принципы обеспечения безопасности этих объектов.

Одной из важных проблем, которую планируется решить с принятием данного общего технического регламента, является наложение сфер применения закона «О техническом регулировании» с одной стороны, а также трудового законодательства и законодательства об охране труда с другой стороны (Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовой Кодекс). Федеральный закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при 10 разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к процессам эксплуатации зданий, строений, сооружений и использования прилегающих к ним территорий в целях защиты жизни и здоровья граждан (в т.ч. работающих в зданиях, строениях, сооружениях и на используемых прилегающих к ним территориях). Законодательство об охране труда устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлено на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В проекте данного общего технического регламента эти сферы предлагается разграничить следующим образом:

— отношения, возникающие при применении и исполнении обязательных требований к процессам эксплуатации зданий, строений, сооружений и использования прилегающих к ним территорий, не связанные с охраной труда, регулируются законом «О техническом регулировании»;

— отношения, возникающие при применении и исполнении требований по профилактике профессиональных заболеваний (лечебно- профилактическое питание, санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников и т.д.), которые являются обязательными для исполнения в случае невозможности достижения эксплуатантом требований по безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и использования прилегающих к ним территорий, связанных с охраной труда, относятся к сфере применения законодательства об охране труда.

Концепция Проекта настоящего технического регламента основывается на доктрине упреждения опасных (аварийных) ситуаций. Такое упреждение достигается за счёт заявительной системы регистрации значимых процессов эксплуатации и применения к ним инвариантных требований:

требований эксплуатации по назначению; требований при переводе в новое назначение; требований при использовании помещений; требований защиты от увлажнения; требований защиты от шума и вибраций; требований теплосбережения; требований технического обслуживания; требований обслуживания конструкций; требований обслуживания скрытых элементов конструкций; требований обслуживания остекления и облицовки; требований текущего ремонта; требований жизнеобеспечения; требований подготовки к сезонной эксплуатации; требований защиты от несанкционированного проникновения; требований предупреждения опасных ситуаций; требований ликвидации последствий аварий; требований использования автоматической защиты; требований использования наружного освещения; требований использования инженерного оборудования; требований использования теплоэнергетических устройств; требований использования прилегающей территории; требований использования особых прилегающих территорий.

В соответствии с п.3 ст.7 Федерального закона «О техническом регулировании» в техническом регламенте могут также содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам, а также правилам их нанесения. Указанной статьей закона определяется содержание настоящего общего технического регламента:

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и сфера применения

Статья 2. Основные понятия

Статья 3. Законодательство в сфере безопасной эксплуатации

Статья 4. Категорирование объектов технического регулирования

Статья 5. Документирование процессов эксплуатации

Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Статья 6. Эксплуатация по назначению

Статья 7. Перевод в новое назначение

Статья 8. Использование помещений

Статья 9. Техническое обслуживание и текущий ремонт

Статья 10. Использование инженерного оборудования

Статья 11. Использование прилегающей территории

Статья 12. Предупреждение и ликвидация несоответствия требованиям

Глава 3. ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 13. Оценка соответствия

Статья 14. Эксплуатационный контроль

Статья 15. Государственный надзор

Статья 16. Обязанности и ответственность

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 17. Заключительные и переходные положения

В первом разделе проекта общего технического регламента определены общие положения: цели и сфера применения; основные понятия; правовая основа безопасной эксплуатации; категорирование процессов эксплуатации; документирование процесса эксплуатации; права, обязанности и ответственность.

Объектами технического регулирования и оценки соответствия требованиям настоящего общего технического регламента в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» являются процессы эксплуатации зданий, строений, сооружений, расположенных на территории Российской Федерации. Объектами технического регулирования и оценки соответствия требованиям настоящего Федерального закона являются все процессы эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий, отнесенных к категории оцениваемых по критерию значимости.

Федеральным законом устанавливается критерий отнесения процессов эксплуатации зданий, строений, сооружений и используемых прилегающих к 12 ним территорий к категории объектов технического регулирования, требующих оценки соответствия: — значимость последствий возможной аварии.

Значимость объекта технического регулирования может быть признана: локальной, местной, территориальной, региональной, федеральной и трансграничной, в зависимости от количества людей, постоянно находящихся в пределах прилегающей территории и от оценки размеров границ воздействия от аварии на прилегающей территории.

Идентификация объектов технического регулирования и регистрация органом федеральной власти, уполномоченным осуществлять государственный контроль (надзор) за значимыми процессами эксплуатации зданий (строений, сооружений) и используемых прилегающих к ним территорий осуществляется за счет средств эксплуатанта.

Идентификационные признаки процессов эксплуатации зданий (строений, сооружений) и используемых прилегающих к ним территорий относят объект регулирования, либо в группу требующих оценку соответствия в форме государственного контроля (надзора), либо не требующих оценку соответствия в форме государственного контроля (надзора) (Статья 30 настоящего Федерального закона).

Результат идентификации отражается в эксплуатационной документации по процессу эксплуатируемого здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории.

Регистрация значимых процессов эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории, отнесенных к группе требующих оценки соответствия в форме государственного контроля (надзора), осуществляется по заявлению эксплуатанта органом федеральной власти, уполномоченным осуществлять государственный контроль (надзор) в соответствующей сфере.

Во втором разделе проекта общего технического регламента определены вопросы идентификации процессов и требования безопасной эксплуатации; определены требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, направленные на предотвращение возникновения опасных факторов.

Рекомендуем прочесть:  До которого часу можно гулять несовершеннолетним

В третьем разделе проекта общего технического регламента определены вопросы оценки соответствия; сгруппированы нормы по оценке соответствия обязательных требований технического регламента, включая формы и правила контроля (надзора), в том числе: собственно оценка соответствия; эксплуатационный контроль; государственный надзор.

Оценка соответствия процессов эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории локальной значимости осуществляется эксплуатантом.

Оценка соответствия процессов эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории местной значимости осуществляется эксплуатантом силами испытательной 13 лаборатории, аккредитованной в области инструментального контроля в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Оценка соответствия процессов эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории территориальной значимости осуществляется уполномоченным представителем федеральной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора).

Оценка соответствия процессов эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории региональной и федеральной значимости осуществляется уполномоченным представителем федеральной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) силами испытательной лаборатории, аккредитованной в области инструментального контроля в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Оценка соответствия трансграничных процессов здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Формами оценки соответствия процессов эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий являются:

— комиссия по вводу в эксплуатацию (выводу из эксплуатации) здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории с регистрацией в эксплуатационной документации;

— эксплуатационный контроль (осмотры эксплуатантом с регистрацией в эксплуатационной документации);

— эксплуатационный инструментальный контроль (осмотры эксплуатантом и лабораторные измерения и обследования с регистрацией в эксплуатационной документации);

— государственный контроль (осмотры уполномоченным представителем федеральной власти по надзору совместно с эксплуатантом);

— государственный инструментальный контроль (осмотры уполномоченным представителем федеральной власти по надзору совместно с эксплуатантом и лабораторные измерения и обследования).

Указанные формы оценки соответствия являются исчерпывающими для процессов эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории и имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Эксплуатационный контроль процессов эксплуатации проводится в процессе эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории в целях проверки соответствия выполняемых работ требованиям эксплуатационной документации, результатам инженерных изысканий, требованиям проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона.

Эксплуатационный контроль проводится эксплуатантом, осуществляющим эксплуатацию здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории. Эксплуатант по своей инициативе может привлекать к работе лицо (физическое, юридическое), осуществляющее подготовку эксплуатационной документации, для проверки соответствия выполняемых работ требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Замечания привлекаемого эксплуатантом для проведения эксплуатационного контроля лица (физического, юридического), осуществляющего подготовку эксплуатационной документации, о недостатках выполнения процесса эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории должны быть оформлены актом.

Инструментальный контроль процессов эксплуатации осуществляет Испытательная лаборатория (Центр), аккредитованная в области оценки соответствия процессов эксплуатации зданий (строений, сооружений) и используемых прилегающих к ним территорий; Инструментальный контроль следует проводить путем технического обследования эксплуатируемых зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий с целью выявления дефектов и повреждений элементов конструкций и инженерного оборудования, влекущих несоответствие требованиям настоящего общего технического регламента.

Государственный надзор процессов эксплуатации зданий, строений, сооружений и используемых прилегающих к ним территорий осуществляется в период эксплуатации, процессы которой подлежат оценке соответствия в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

Предметом государственного надзора является оценка соответствия выполняемых работ в процессе эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий требованиям эксплуатационной документации, требованиям настоящего Федерального закона, а также требованиям принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Государственный надзор опасных процессов эксплуатации зданий, строений, сооружений и используемых прилегающих к ним территорий осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на объектах атомной энергетики, на опасных производственных объектах, на объектах обороны и безопасности, на объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.

Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, имеют право беспрепятственного доступа ко всем опасным процессам эксплуатации здания (строения, сооружения) и на используемую прилегающую к нему территорию.

По результатам проведенной оценки соответствия органом государственного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи эксплуатанту разрешения на ввод в эксплуатацию, либо предписания о выводе здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории из эксплуатации для устранения выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, эксплуатационную документацию, по которым требования нарушены. Срок выданного разрешения на эксплуатацию, либо приостановления эксплуатации определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В заключительном (четвертом) разделе проекта общего технического регламента определены заключительные и переходные положения, в частности:

— со дня вступления в силу настоящего Федерального закона все процессы эксплуатации зданий, строений, сооружений и используемых прилегающих к ним территорий должны осуществляться в соответствии с его требованиями;

— Правительству Российской Федерации установить порядок регистрации и государственного контроля (надзора) значимых процессов эксплуатации зданий, строений, сооружений и используемых прилегающих к ним территорий и определить орган федеральной государственной власти, уполномоченный осуществлять контроль (надзор) в указанной сфере;

— оценка соответствия процессов эксплуатации введенных в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий требованиям настоящего Федерального закона должна проводиться на территории Российской Федерации;

— настоящий Федеральный закон вступает в силу через 6 месяцев со дня его официального опубликования.

Статья 17. Заключительные и переходные положения

1) Здание эксплуатируемое — построенный и введенный в эксплуатацию инженерно-строительный объект, возвышающийся над поверхностью земли, имеющий в своем составе сооружения, строительные материалы и изделия, и инженерные системы для функционирования по назначению и поддержания параметров помещений и внутренней среды. Эксплуатируемые здания по назначению подразделяются u1085 на: жилые, промышленные и общественные.

2) Строение эксплуатируемое — построенная и введенная в эксплуатацию обособленная часть в комплексе инженерно-строительных объектов, возвышающаяся над поверхностью земли, имеющая в своем составе сооружения, строительные материалы и изделия, и инженерные системы для функционирования по назначению и поддержания параметров помещений и внутренней среды. Эксплуатируемые строения по назначению подразделяются на: жилые, промышленные и общественные.

3) Сооружение эксплуатируемое — построенный и введенный в эксплуатацию инженерно-строительный объект, расположенный над (под) поверхностью земли, имеющий в своем составе строительные материалы, изделия и инженерные системы, предназначенный для выполнения общих функций зданий и строений или процессов производства (конструктивные компоненты зданий или строений, скважины, горные выработки, дороги, мосты и т.п.). Эксплуатируемые сооружения по назначению подразделяются на: гидротехнические, транспортные и многие другие.

4) Территория прилегающая — территория, определяемая границами возможных негативных воздействий в результате несоответствия требованиям процессов эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории.

Территория используемая прилегающая — участок земли, закрепленный на законных основаниях за правообладателем (ответственным эксплуатантом) в соответствии со схемами территориального планирования и градостроительного зонирования (глава 3, статья 15 и глава 4, статья 38 Градостроительный кодекс, N 190-ФЗ от 29.12.2004)

5) Эксплуатация — потребление по назначению здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к ним территории в совокупности с процессами поддержания здания (строения, сооружения) в работоспособном состоянии, включающими контроль технического состояния, техническое обслуживание, текущий ремонт и содержание в чистоте здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к ним территории.

6) Эксплуатант — юридическое или физическое лицо, ответственное за эксплуатацию здания (строения, сооружения) и прилегающей к нему территории по назначению.

Ответственный эксплуатант — юридическое или физическое лицо, подтвердившее свою компетентность и взявшее на себя ответственность за безопасную эксплуатацию здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории и ответственное за идентификацию процессов эксплуатации и ведение эксплуатационной документации, проведение эксплуатационного контроля, технического обслуживания, текущего ремонта и содержания в чистоте.

7) Государственный контроль — оценка соответствия процессов эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории, требованиям настоящего Федерального Закона, осуществляемый должностным лицом органа государственного контроля (надзора) в порядке, установленном настоящим Федеральным Законом.

8) Идентификация процесса эксплуатации — соотнесение процесса эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории с перечнем процессов, указанным в настоящем Федеральном Законе для предъявления минимально необходимых требований безопасной эксплуатации.

9) Категорирование процесса эксплуатации — отнесение процесса эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории к одной из двух категорий по критерию значимости последствий несоответствия требованиям объекта регулирования: — категория значимых процессов, требующая проведения оценки соответствия, и — категория процессов, не требующая оценки соответствия.

10) Эксплуатационная документация — систематизированный свод документированных сведений о процессах эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории. Свод эксплуатационной документации (архивация, планирование, оценка соответствия), в котором отражаются результаты всех плановых и неплановых оценок соответствия эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории требованиям, установленным настоящим Федеральным Законом.

11) Минимально необходимые требования — обязательные для исполнения требования, устанавливаемые настоящим Федеральным Законом, выполнение которых обеспечивает допустимый уровень безопасной эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории. Опасная эксплуатация, не удовлетворяющая минимально необходимым требованиям, считается незаконной.

12) Оценка соответствия эксплуатации — установление соответствия процессов эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающих к нему территории требованиям настоящего Федерального Закона для принятия решения о возможности (или невозможности) безопасной эксплуатации.

Примечание: Задачей оценки соответствия эксплуатации является подготовка предписания о недопустимости дальнейшей эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории по назначению в недопустимых параметрах, либо решения о допустимости безопасной эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории по назначению в допустимых параметрах на определенный срок.

13) Определения терминов, таких как авария, аварийное состояние, техническое обслуживание, текущий ремонт , и других терминов, применяются в настоящем Федеральном законе в значении терминов действующего федерального законодательства.

Статья 3. Законодательство в сфере безопасной эксплуатации

1) Оценка соответствия процессов эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории локальной значимости осуществляется эксплуатантом.

2) Оценка соответствия процессов эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории местной значимости осуществляется эксплуатантом силами испытательной лаборатории, аккредитованной в области инструментального контроля в соответствии с действующим федеральным законодательством.

3) Оценка соответствия процессов эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории территориальной значимости осуществляется уполномоченным представителем федеральной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора).

4) Оценка соответствия процессов эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории региональной и федеральной значимости осуществляется уполномоченным представителем федеральной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) силами испытательной лаборатории, аккредитованной в области инструментального контроля в соответствии с действующим федеральным законодательством.

5) Оценка соответствия трансграничных процессов здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

6) Формами оценки соответствия процессов эксплуатации здания (строения, сооружения) и прилегающей к нему территории являются:

— комиссия по вводу в эксплуатацию (выводу из эксплуатации) здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории с регистрацией в эксплуатационной документации;

— эксплуатационный контроль (осмотры эксплуатантом с регистрацией в эксплуатационной документации);

— эксплуатационный контроль (осмотры эксплуатантом и лабораторные измерения и обследования с регистрацией в эксплуатационной документации);

— государственный контроль (осмотры уполномоченным представителем федеральной власти по надзору совместно с эксплуатантом);

— государственный контроль (осмотры уполномоченным представителем федеральной власти по надзору совместно с эксплуатантом и лабораторные измерения и обследования).

7) Указанные в настоящей статье формы оценки соответствия являются исчерпывающими для процессов эксплуатации здания (строения, сооружения) и используемой прилегающей к нему территории и имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Технический паспорт составляется на каждое капитальное здание и сооружение и является основным документом, содержащим конструктивную и техническую характеристику объекта и все основные сведения, необходимые в процессе его эксплуатации.

4.2. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. ПОД надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии c требованиями технических регламентов, проектной документации.

2. Основные принципы организационной структуры управления.

5.2. Технические и технико-экономические сведения о зданиях, которые могут повсеместно требоваться при их эксплуатации, должны быть сосредоточены в техническом паспорте и техническом журнале по эксплуатации.

Ссылка на основную публикацию