Гражданское право франции в новейшее время

Гражданское право франции в новейшее время

Право нового времени возникло в результате буржуазных революций, целью которых было упразднение средневековых ограничений (феодальной собственности, сословного деления людей, цеховой системы и т.п.) и создание простора для личной инициативы. Сохраняя некоторую преемственность с феодальными правовыми системами, буржуазное право стало тем не менее правом нового типа, т.к. было построено на совершенно новых принципах, обеспечивших его новые качества. Эти принципы были зафиксированы в основополагающих документах буржуазных революций — «Декларации независимости», «Декларации прав человека и гражданина», «Билле о правах» и др. Основные из них — единство закона, юридическое равенство, законность и свобода.

Гражданское право франции в новейшее время

Радикальное законодательство французской революции в значительной степени явилось результатом длительной и упорной борьбы со средневековыми порядками представителей третьего сословия, прежде всего крестьянских масс, которые в буквальном смысле слова “огнем писали свою революцию”. Характерно в этом отношении рассмотренное выше аграрное законодательство революции (см. гл. 3).

Тема 10

(ст. 544). В Кодексе, однако, речь идет не о частной собственности, но о собственности вообще, понимая данное право в самом широком и абсолютном значении. Собственник по этому праву может пользоваться и распоряжаться вещью вплоть до полного ее уничтожения. Но свобода права собственности не означает полной свободы: Кодекс вводит ограничения в защиту прав третьих лиц и интересов общества в целом. Ст. 545 предусматривает подобное ограничение в пользу общества: «никто не может быть принуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение». Что касается интересов третьих лиц, то Кодекс, в частности, вводит ограничения по сервитутному праву. Под сервитутом понимается обременение, наложенное на имение в целях использования имения, принадлежащего другому собственнику. Так что в виде ограничения прав земельного собственника Кодекс запрещает возводить на своем участке сооружения, могущие нанести вред соседнему участку. (Например, нельзя строить плотину, из-за которой может остановиться мельница на участке соседа.) Вообще же собственник земли обладает правом возведения сооружений и эксплуатации недр своего участка: «собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится сверху, и на то, что находится снизу» (ст. 552). Собственность на недвижимые вещи требует предъявления доказательств правового титула, для собственности на движимое имущество такой необходимости нет. Основанием права собственности на движимую вещь является владение данной вещью. Поэтому в споре о праве на движимую вещь необходимо доказать недобросовестность владения вещью. Добросовестность же владения всегда предполагается. Разница между движимыми и недвижимыми вещами проявляется также в различном регулировании института опеки. Движимыми вещами опекун может свободно распоряжаться сам, а для распоряжения недвижимым имуществом требуется разрешение семейного совета или суда.

Рекомендуем прочесть:  Государственный закон о государственной поддержке многодетных семей

Право Франции

В рассмотренных выше статьях Кодекса речь идет о собственности вообще, однако наибольшее внимание законодателя привлекает собственность недвижимая, прежде всего земельная. Это отражало существовавшее в то время положение, когда промышленный капитал еще не получил значительного развития. Детальным образом в Кодексе регламентированы права собственника земельного участка, сервитут, порядок раздела недвижимого имущества между наследниками, залог земли и т. п. О преимуществе недвижимости говорит и тот факт, что движимым имуществом опекун мог распоряжаться сам, а недвижимым — с согласия семейного совета или суда. В 1880 г. в связи с возросшей ценностью движимостей был издан закон, ограничивающий право опекуна на распоряжение крупными движимостями.

Гражданское право франции в новейшее время

Комиссия юстиции проводила в жизнь провозглашенные Коммуной демократические принципы организации суда и процесса : выборность, демократизация суда присяжных, равенство всех перед судом, гласность суда, удешевление процесса, свобода защиты и т. д. Судебный аппарат Коммуны не был создан каким-то одним актом. Он конструировался по мере появления необходимости в новом судебном органе. Судебная система Коммуны сложилась в следующем виде:

Государство и право Франции в период Новейшего времени

Комплектование национальной военной жандармерии осуществляется на добровольной и контрактной основе. Подразделения жандармерии (всего около 94 тыс. чел.) входят в состав любого французского военного контингента по установлению и поддержанию мира, оказанию гуманитарной помощи.

Источники уголовного и гражданского права Франции в Новейшее время

18. Федоров К. Г., Лисневский Э. В. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Правоведение». /Отв. ред. Э. В. Лисневский. М–во науки, высш. шк. и техн. политики Рос. Федерации. –3–е изд. перераб. и доп. –Ростов н/Д.: Изд–во ростов. ун–та, 1994. – Ч.1. – 268 с.; Ч 2. – 301 с.

Гражданское право франции в новейшее время

Судьи выбирались на определœенный срок и являлись носителями судебной власти. Был учрежден суд присяжных для рассмотрения уголовных дел. Также были созданы Верховный и кассационный суды. Важно заметить, что для смещения судьи предусматривался судебный порядок в случае совершения им преступления по должности.

Рекомендуем прочесть:  Гражданский кодекс рф статья382

Право Франции в период Нового времени

Таким образом, Уголовный кодекс 1810 г. дал Франции единое уголовное право взамен многих местных установлений и обычаев. Здесь сделана попытка покончить с произволом судей как в том, что касается признания действий преступным, так и в выборе на­казания за него. Кроме того, все граждане, хотя и формально, стали одинаково ответственны перед уголовным законом, не устанавли­вались наказания за религиозные преступления.

Тема 17

Конституционный акт 1793 г. конкретизировал черты государственного устройства страны. Подтверждалось установление республики, устанавливалось всеобщее избирательное право, которое предоставлялось каждому французскому гражданину по достижении им 21 года. В статье 4 Акта предусматривались случаи получения французского гражданства иностранцами.

Тема 17

С началом революции сформировались три основные группировки в антифеодальном лагере:фельяны — представлявшие интересы главным образом крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства; жирондисты, представлявшие торгово-промышленную, главным образом провинциальную, среднюю буржуазию;якобинцы, представлявшие мелкую и среднюю буржуазию, ремесленников и крестьянство.

Правовая система Франции и её развитие в 19 веке

ФГК уничтожил различие между имуществом родовым и благоприобретенным, запретил субституции (объявление в завещании дополнительных наследников), т.к. они препятствовали полному распоряжению собственности, была разрешена тайная мена недвижимых имуществ. Характерной особенностью ФГК является отсутствие понятия юридического лица.

История государства и права Франции в новейшее время

Одним из наиболее ярких свидетельств падения роли парламента Третьей республики было неконституционное, без его санкции, объявление войны Германии в сентябре 1930 г. Как бы оно ни оправдывалось внешнеполитическими условиями, но в соответствии со ст. 9 конституционного закона от 19 июля 1875 г. объявление войны возможно лишь с предварительного согласия обеих палат.

Тема 28

Вступление Франции во Вторую мировую войну и поражение французских войск привели к ликвидации Третьей республики. Большая часть страны была оккупирована войсками фашистской Германии. В юго-восточной части было образовано профашистское «правительство Виши» во главе с маршалом Петэном. Самостоятельной роли это правительство не играло, но должно было нейтрализовать французский флот и войска, находящиеся во французских колониях.

Государство и право Франции в новейшее время

Правительство обладало также значительными полномочиями по контролю над законодательным процессом. Прежде всего оно, по сути, определяло повестку дня работы парламента. Правительственные законопроекты должны были рассматриваться в первую очередь. Правительство могло также использовать целый ряд средств по отклонению внесенных парламентариями поправок в законопроект и проведению голосования без обсуждения (ст. 40, 41, 44, 45 и др.). Для принятия финансового законопроекта, например, парламенту устанавливался определенный срок. Если в этот срок бюджетный закон не принимался, он мог быть введен в действие правительственным декретом.

Ссылка на основную публикацию