Содержание
Травля, или буллинг, — это глубокая и систематическая проблема, она проявляется в виде агрессии одних детей против других. В буллинге всегда неравенство сил. Однако травля не всегда выражается в физических нападениях — насилие может быть и психологическим.
Конфликт между учениками
Напряжённые отношения в детском или родительском школьном коллективе — это больно и неприятно. Психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко даёт комментарии, как быть, если вы или ваш ребёнок не смогли прийти к консенсусу с кем-то из школы.
Елена Петрусенко
Вася и Петя поспорили, кто будет сидеть на первой парте около учителя. Вася утверждал, что сидеть должен он, так как учится на отлично. А Петя аргументировал тем, что у него плохое зрение. Ребята поссорились и не смогли поделить место.
Конечно же, случаются исключения из правил. Например, учитель – выпускник колледжа и ему всего лишь 19-20 лет, а ученик – старшеклассник, шестнадцатилетний подросток. В таких случаях директор, как опытный наставник и руководитель, должен взвешенно подходить к принятию решений, учитывая несущественную разницу в возрасте.
Воспитание и культура поведения прадедов уходит корнями в православные или мусульманские традиции, в которых почитание старших и, особенно, учителей закреплено религиозными законами. Начальные, базовые знания были доступны немногим и получали их, в основном при церковно-приходских школах или мечетях, где правила поведения строго соблюдались. Детей учили священнослужители, и поэтому их авторитет был незыблемым. В этой среде воспитывались люди старших поколений, передавая такую систему ценностей по наследству, своим детям.
Конфликт ученика и учителя – случайная закономерность?
Поколения 70-80 – х годов прошлого века уверенно подтвердят, что сложности во взаимоотношениях учеников и учителей тоже существовали. Но они никогда не достигали критических масштабов, и решались, как правило, сиюминутно, в крайнем случае – на уровне директора школы, без отягчающих последствий для участников конфликта. Как правило, наказание учителя ограничивалось выговором (и это в самом крайнем случае), а провинившегося ученика чаще всего переводили в другой класс или в другую школу. В исключительных случаях школьника могли исключить из общеобразовательной школы с тем, чтобы он продолжил обучение в специальном образовательном учреждении. Да и сами конфликты, по нынешним меркам, были незначительными и носили скорее воспитательный характер.
Коллективное обращение директору школы способно дать больший эффект, нежели индивидуальное. Подобное возможно, если притесняют за интересы сразу нескольких детей. Коллективную претензию на учителя удастся написать, если согласятся объединиться минимум 3 родителя.
Жалоба в РОНО на учителя школы
Учреждение специализируется на рассмотрении вопросов, связанных с нарушениями прав учеников. Если в отношении ребенка было применено физическое или психологическое насилие, необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы или в прокуратуру. Они фиксируют факт происшествия. Затем пострадавший сможет подать исковое заявление в суд и начать разбирательство. В процессе рассмотрения дела родители смогут не только восстановить справедливость, но и взыскать моральный и материальный ущерб с учителя школы.
Куда писать жалобу на учителя школы?
Перед написанием заявления родители могут позвонить на горячую линию и получить консультацию по поводу сложившейся ситуации. Телефонные номера могут различаться в зависимости от региона проживания. Горячая линия создается по инициативе Департамента образования. Воспользовавшись ей, человек сможет связаться со специалистом и получить компетентный ответ. Обращение на горячую линию способно предотвратить дальнейшее развитие конкретной конфликтной ситуации.
Главное, чтобы конфликт не принял затяжной характер и не зашел слишком далеко. Если ситуация выходит из-под контроля или повторяется с другими учителями, рассмотрите возможность обратиться к детскому психологу. Авторитет постороннего человека бывает для подростка сильнее, чем родительские наставления.
Возможен и третий вариант, когда учитель винит ребенка, но родители не согласны с этим. Как правило, это происходит, когда преподаватель слишком строг и требует беспрекословного выполнения своих требований. Родителям же такая жесткая методика обучения кажется неверной.
Как поступить, если виноват ребенок
Далеко не каждый педагог публично признает свою вину, даже чувствуя, что был неправ, поэтому родители должны прийти ему на помощь. Объясните ребенку, что все люди могут ошибаться, и учитель в том числе. Скажите, что он просто перенервничал, не сдержался, что работать с современными детьми очень непросто. Главное, чтобы у школьника не появилось отвращение к учебе.
Один из педагогов сообщает: «Родители плохо знают, как дети ведут себя в школе. Но, к большому сожалению, и родители, и дети под прикрытием своих родителей, а родители — под прикрытием органов управления образования очень „хорошо“ знают свои права и часто переходят границы в своем невежестве и откровенном неуважении и хамстве по отношению к учителю».
Жестокое же поведение детей, во многом, подпитывается современной «агрессивной политикой» — агрессивный маркетинг, жестокие шутки-пранки (от англ. prank «выходка, шалость»), эпатаж в поведении и внешности. Преподаватели, особенно старшего поколения, ещё не научились верно реагировать на такое поведение «нового» поколения. Учителю проще не обращать внимания на учеников, отстраниться, но такой подход не только не нейтрализует проблему, но и усугубляет её.
Астрахань. Рисование и травля под столом
История началась с того, что вместо заболевшего педагога по МХК (мировая художественная культура) к ученикам на замену вышел другой преподаватель — Екатерина Уманская. Пытаясь утихомирить детей, разбушевавшихся без своего «родного» учителя, педагог начала делать замечания. В частности, Уманской пришлось обратить своё внимание на одного ученика, игнорирующего её просьбы подготовиться к уроку. Предположив ребёнку договориться вне класса, Уманская вывела школьника в коридор.
Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.
Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения
Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.
Конфликт «Учитель — родитель ученика»
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.
Разговор с преподавателем зашёл в тупик? Попробуйте встать на тропу сотрудничества, обозначив, как вы намерены попытаться выйти из ситуации со своей стороны, напомнив ребёнку, «что такое хорошо, а что такое плохо», и уточнив, что может сделать преподаватель. А искать выход придётся, иначе один не сможет учить, а другой – учиться!
Такая ссора получается, когда ребёнок демонстративно не подчиняется, отказываясь выполнять требования педагога либо делая это из рук вон плохо. Нередко причинами этого в начальных классах являются трудности в усвоении учебного материала. В последнее время родители жалуются на слишком высокие требования, которые учителя предъявляют к ученикам, используя заниженные отметки как наказание за неподчинение.
Конфликт деятельности
- точно ли вы знаете, как ребёнок ведёт себя без вашего присутствия, может ли он соврать о своём поведении,
- знаете ли вы дословно, что именно требовал учитель от ребёнка,
- не является ли отсутствие внимания учителя к ученику лишь следствием большой нагрузки, когда педагог просто не успевает «полюбить» всех.
«Мы с женой стали замечать, что сын приходил со школы грустный, необщительный. Раньше с удовольствием рассказывал, как прошел школьный день, а тут закрывался в своей комнате и не хотел с нами разговаривать. Потом узнали, что у Кирилла возникли проблемы с учительницей. Она сделала ему замечание, Кирилл ответил, как говорит учительница, в грубой форме. Хотя, одноклассники, которые стали свидетелями конфликта, утверждают, что грубости со стороны не было. Учительница у Кирилла молодая, полная амбиций, очень ранимая. Видимо, не понравилось, что ученик не промолчал, а ответил. В итоге, собрались вместе с педагогом, психологом, поговорили, выяснили причину, решили, как будем выходить из положения. Сейчас Кирилл ходит в школу с охотой, конфликтов больше не возникало. Но доверительных отношений с учительницей тоже нет».
Почему могут возникнуть конфликты
- Ребенок растет в атмосфере доверия, креативного мышления и творчества. Он привык говорить то, что думает, и поступать так, как считает нужным. В классе ему тяжело долго сидеть за партой, он регулярно спорит с учителем, пытается отс тоять собственную точку зрения. Педагог замечает лишь неуважение со стороны ученика, не пытаясь при этом разобраться в причинах его непослушания.
- Дети, как правило, плохим поведением привлекают к себе внимание. Ребенок хочет завоевать любовь и уважение педагога, но как это сделать, он пока не понимает.
- Некоторые учителя требуют от учеников, чтобы те делали аккуратные записи в дневниках, писали в тетрадях, согласно установленным правилам. Ученики младших классов редко выполняют требования учителя, если это касается аккуратности в тетрадях и дневниках.
- Ребенку может быть скучно на уроке. Возможно, педагог неинтересно преподносит информацию, или ученик уже знает, о чем рассказывают на уроке.
Когда начинать бить тревогу
«Дочка у нас очень любознательная, всегда тянется к новым знаниям, впитывает любую интересную информацию, как губка. Но вдруг она стала замкнутой, начала грубо разговаривать с нами. В школу собиралась с трудом, оттягивала момент, когда нужно выходить из дома. Мы с мужем не стали игнорировать поведение дочки, а когда разобрались, оказалось, учительница позволяла себе критические замечания в ее адрес. Не давала возможности высказаться, кричала, когда Арина пыталась отстоять свою точку зрения. После работы с психологом и откровенным разговором с учительницей было принято решение перевести Арину в другую школу. Сейчас дочка ходит на уроки с удовольствием, и учеба ей дается с легкостью».
Пример: Артем – отличник. Он любит учиться, любит сам находить информацию в энциклопедиях и в интернете. На уроках он много задаёт вопросов, не обходится и без определённых попыток уличить преподавателя в том, что он чего-то не знает. Учителю русского языка это показалось неприемлемым, и он накричал на Артёма при очередной его попытке похвастаться знаниями. В итоге подросток стал проявлять негативное отношение к нему (но не к предмету!), в разлад оказались втянуты родители и одноклассники Артёма, вставшие на его сторону, и администрация школы. Педагог не пожелал проявить гибкость и отказался вообще вести уроки в этом классе.
Особенно ярко разногласия между учениками проявляются в подростковом возрасте. Преподавателям средней школы надо внимательно наблюдать за своим классом, когда в него вливается новый ученик. Здесь, в отличие от начальных классов, роли распределены более определённо, личные симпатии и антипатии проявляются строже. Новенькому приходится постараться, чтобы влиться в подростковый коллектив, который может встретить его довольно сурово. Для подростков нет полутонов, они рассматривают мир в чёрно-белом варианте, с позиции «нравится – не нравится». Конфликт в таком коллективе протекает бурно, громко, со всеми видами выяснения отношений. Педагогу крайне важно вовремя распознать такое положение вещей.
Ребёнок – класс
Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый ребёнок здесь занимает своё место и играет свою роль. Вдруг появляется чужак, который, возможно, хочет стать лидером (отняв эту роль у кого-то другого) или как-то выделяется внешностью или поведением. Даже если ученик старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.